На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
Интервью Марка Розовского в "Театральной афише"

Марк Розовский 

Бойцовский характер искусства потерян

 

Интервью: Елена Алдашева

 

О

снователь и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский – человек неиссякаемой энергии. Свой творческий путь Розовский начал в студенческой студии «Наш дом» в МГУ, потом работал с Георгием Товстоноговым, Олегом Ефремовым. Весь сложный путь советского театра стал частью его судьбы. Посвятивший всю свою жизнь театру режиссер и драматург в бесконечном поиске. Он ни на минуту не выключается из жизни любимого детища, успевая поддерживать его творчески и организационно, писать новые пьесы и ставить спектакли самых разных жанров – от мюзикла до драмы.

 

– Вы начинали как непрофессионал: в 21 год возглавили студенческий театр МГУ «Наш дом». Не кажется ли вам, что нужно в театре сохранять «дух дилетантизма»: я не знаю как и по-детски смотрю и пробую?

– Обязательно. Ключевое слово – «по-детски». Не знать – это вообще самое замечательное. Я испытываю страх и трепет каждый раз, начиная новый труд. Перед листом белой бумаги, на первой репетиции страх ошибиться, не понять. Я не люблю само­уверенных, лихих, знающих все псевдомастеров. Как Алиса в Стране чудес блуждала, так и ты должен – в этом кайф нашей профессии. Постановка спектакля – приключение в ином мире, театр – окно в несуществующее. Ныряешь, как в море, и надо достичь глубин. Можно задохнуться, а можно достичь неведомого берега. Дилетантизм преодолевается постижением, а это и есть профессиональная школа.

 

– Вы свидетель и участник разных исторических и театральных периодов. Менялись убеждения, стиль, художественный язык. Есть ли что-то, что ушло и чего вам сейчас недостает, чего жаль?

– Ностальгии по советскому времени у меня нет. В это время я многие годы был фактически безработным. Я был внутренне свободным человеком, был полон сил, мог репетировать круглосуточно, у меня была тысяча идей, но… Я ходил как волк-одиночка. Была группа близких друзей, которые поддерживали: Витя Славкин, Гриша Горин, был опыт студии «Наш дом» − счастливого времени свободного творчества, когда я еще чувствовал себя дилетантом и овладевал профессией, наконец, опыт работы в БДТ и у Ефремова во МХАТе – золотой опыт! Но были и годы авторско-режиссерского простоя. Вынутые из жизни годы! Поэтому я никогда не прощу время, которое занималось уничтожением меня и мне подобных. Мы делали все, чтобы шестидесятничество как освобождение общественного сознания подтолкнуло страну и нас вместе с ней к тому, что назвали перестройкой.

Никакой цензуры, выпадания из деятельности в новое время не должно быть! Это мерзость, с которой удалось расстаться. Но какой ценой? Полжизни ушло на борьбу с системой. Сегодня молодые творцы не испытывают такого давления, но бойцовский характер искусства потерян. Все находятся в расслабленном состоянии, многие прокламируют аполитичность. Думаю, мы честно должны делать свое дело. Я счастлив, что в театре «У Никитских ворот» оба зала практически каждый день заполнены. Жаль только, что ушли друзья: Алик Аксельрод, у которого я учился, Витя Славкин, Илюша Рутберг… Ушел Георгий Александрович Товстоногов. Он мне протянул руку в свое время, дал возможность работать в самом высокопрофессиональном театре страны. Он − мой учитель в режиссуре, и я работаю по его художественным заветам.

 Отсутствие Товстоногова и ему подобных по авторитету мастеров сегодня ощутимо. Они давали планку, без которой большое искусство не может созидаться.

 

– Вас удивляет аполитичность молодежи. Вам кажется, что театр может быть гражданским высказыванием?

– Не может, а всегда и есть. Как бы мы ни уходили от политики, театр − искусство, которое происходит здесь и сейчас, и волей-неволей мы являемся ее частью. Даже тот, кто от нее уходит, политически себя выражает. Я ставил «Дядю Ваню» и объяснял артистам, что психологический театр тоже политичен: через 14 лет после Чехова началась Гражданская война. Он поставил диагноз обществу: люди, которые могли бы быть родными, оказываются врагами, дело кончается выстрелом. Это было предупреждением больной России, как и «Бесы» Достоевского. Театр политичный (не люблю слово «политический») будет всегда, потому что есть короткая жизнь, заканчивающаяся насильственной смертью, ложь, унижение, безбожие...

 

– Театр «У Никитских ворот» – ваш авторский театр. На каком «клее» он держится? Что объединяет людей?

– Студийность. Она и есть общность. Студийность – это постоянная учеба и постижение мастерства в дружелюбной атмосфере. Мертвечина в театре возникает, когда артисты думают, что они все умеют, и перестают быть живыми, творить. Они, может, и владеют ремеслом, но владеть только ремеслом – очень скучно. Удивляют творцы – непредсказуемые и свободные, кристально чистые этически.

– Вы как-то для себя формулируете принципы того театра, который строите, свою «систему»?

– Живой академизм – вот моя концепция в двух словах. Сошлюсь на Бориса Пастернака, который сказал: «Быть живым, живым и только». Репетируя спектакль, ты должен быть озабочен только этим – как сделать мир, который ты создаешь, «живым и только». Я люблю этюдный метод Станиславского: заставлять артиста импровизировать и, значит, заставлять его жить. Когда ко мне приходит молодой артист, у него примерно два сезона уходит на то, чтобы стать «моим», пройти школу театра «У Никитских ворот».

Сегодня у меня замечательная труппа без звездных артистов: им под силу практически любые жанр и форма. Юмор и интеллект помогают искать мотивировки. Если их нет, это не мой театр!

 

– Бывает ли такое, что у молодых артистов есть чему поучиться?

– У них больше возможностей. Мы начинали в их возрасте в другом обществе, где все запрещалось, наказывалось, и не только творить, но и жить было нельзя. Молодые артисты часто мыслят сегодня по-другому, получают легко любую информацию.

Я им всем завидую, потому что они свободнее нас и в силу этого способны на большее. Но у них нет ощущения своей миссии. У меня тоже его не было, пока не появился свой театр, противостоящий мракобесию и пустоте.

 

– Вы одновременно режиссер, драматург, постановщик собственных пьес. Насколько две ипостаси в одном человеке друг другу помогают или порой мешают?

– Профессии драматурга и режиссера разные, но, когда они переплетаются, возникает авторский театр. Профессия режиссера начинала свой путь с рождением Художественного театра в России, с наступлением Серебряного века в культуре, когда личность художника стала тотально востребованной, первостепенной. Мейерхольд имел полное право писать на афише «автор спектакля». Авторский театр Чехова возник благодаря режиссуре – прежде всего Немировича-Данченко и Станиславского. Я стал практиковать создание спектаклей, которые можно было бы сравнить с китайскими вазами, ведь они создавались в единственном экземпляре. Мои спектакли можно было только украсть, скопировать: стараюсь, чтобы режиссерское решение и драматургия взаимопроникали, были в них в абсолютной взаимосвязи. Я скоро понял, что пишу странные пьесы, которые как бы для себя за письменным столом только планируются, а созидаются как структура вместе с коллективом актеров, сценографом, композитором. Спектакль всегда вторичен по отношению к первоисточнику, но при встрече со зрителем имеет грандиозные преимущества перед пьесой, потому что театр – всегда версия, а литература – это дело. Когда я пишу, то думаю о режиссуре, но, приступая к постановке, начинаю «воевать» сам с собой: меня многое не устраивает в тексте, я начинаю от чего-то отказываться, что-то подписывать, дополнять.

Я должен создать мир спектакля, который вбирает в себя мир пьесы. Это соединение для меня – самый кайф в процессе творчества.

 

– Верите ли вы, что театр может изменить если не мир, то жизнь конкретного человека?

– Изменить – нет. Но…Театр может научить отличать добро от зла. Если условный Гитлер приходит на спектакль Шекспира, то уходит все равно Гитлером. Но если человек думающий и чувствующий увидит, где зло, где добро, то, может быть, и в жизни поступит более правильно. Необязательно, чтобы в пьесе действовал Сталин, но судьбы героев могут обнажить нашу историю таким образом, что эта пьеса становится антисталинской. Искусство подвигает нас к анализу жизни. Но еще оно должно приносить несказанное удовольствие.

«Театральная афиша»

Апрель 2017 г

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
14 августа Театр «У Никитских ворот» открыл 36-й сезон. 14.08.2018

14 августа Театр «У Никитских ворот» открыл 36-й сезон.

 

На традиционном сборе труппы художественный руководитель театра Марк Розовский рассказал о предстоящих гастролях и ближайших премьерах, первая из них – мюзикл по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», музыку к которому написал Максим Дунаевский, режиссер и автор сценической редакции и текстов песен – Марк Розовский.

 

Зрителей ждут еще несколько спектаклей, которые поставит Марк Розовский. Это «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннеси Уильямса, музыкальный спектакль «Шерлок Холмс и пляшущие человечки» по произведениям Артура Конан Дойла, «Лолита» по пьесе Эдварда Олби (роман В. Набокова).


А актеры театра Юрий Голубцов и Владимир Давиденко работают над постановкой новой пьесы Марка Розовского «Поцелуев день».

 

Пространство Старой сцены превратится в экспериментальную площадку, где будут осваивать новые форматы. В ноябре нас ждет премьера пьесы молодого драматурга Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам», постановка известного латвийского режиссера Галины Полищук.

 

В планах - пьеса известной французской актрисы и драматурга Ясмины Реза «Art» (режиссер - Виктория Доценко), инсценировка романа Кобо Абэ «Женщина в песках» (постановка актеров театра Яны Прыжанковой и Александра Панина), сценическая версия художественного фильма Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни», её готовит к постановке молодой актер театра Сергей Уусталу.

 

Также в новом театральном сезоне запланирован цикл творческих вечеров «Поэтическая лента» с участием актеров театра разных поколений.

 

В планах также – участие в Международном театральном фестивале «На родине А.П. Чехова» (г. Таганрог), гастроли в Перми и Ульяновске, а также участие в Авиньонском театральном фестивале.

 

По традиции, уже в 15-й раз был вручен ежегодный переходящий внутритеатральный «Приз Семена» за выдающийся творческий вклад и заслуги перед театром в предыдущем сезоне.

Придумал этот приз сын Марка Розовского – Семён, чьё имя и носит награда. Её обладательницей на этот раз стала з.а. России Ольга Лебедева.

Вечером 14 августа легендарным спектаклем «Песни нашего двора» театр «У Никитских ворот» открывает сезон 2018-2019.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

 

Сбор труппы театра "У Никитских ворот" 14 августа 2018 г.

подробнее
Изменение режима работы кассы театра 14.08.2018

Дорогие зрители! Изменился режим работы кассы театра.

Касса работает ежедневно с 16:00 до 20:00, без перерыва.

 

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, в кассе театра,

оналайн на сайтах www.ticketland.ruwww.bigbilet.ruwww.kassir.ruwww.redkassa.ru

 

Адрес театра: г. Москва, ул. Б.Никитская д. 23/14/9

м. "Арбатская", "Пушкинская", "Чеховская", "Тверская".

 

Ждем вас в нашем театре!

подробнее
14 августа театр "У Никитских ворот" открывает свой 36-й сезон. 06.08.2018

Днем состоится сбор труппы: художественный руководитель театра Марк Розовский собирает актеров и сотрудников театра, чтобы поделиться с ними ближайшими творческими планами.

А вечером во дворе театра зрители увидят легендарный спектакль "Песни нашего двора".

По традиции именно с него "У Никитских ворот" начинается очередной театральный сезон.
Ждем вас!

 

***

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, в кассе театра,

оналайн на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru


Фото Максима Фёдорова.

 

Марк Розовский.

подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
И цирк - Забавно!
Спектакль понравился, рекомендую. Однако, интонации Б. Окуджава преобладают.
Браво!
Когда я шла на Чехова, то ожидала несколько иной постановки. Но не было разочарования, просто настоящий "Доктор" в превосходном исполнении. Абсолютно каждый актер выложился и донес "осмысление" до зрителя. Бесподобный спектакль!
Благодарность и восхищение
Сандра, Вы прекрасная, настоящая Джульетта!Маленькая девочка, взрослеющая на глазах. Всё очень честно,открыто. Молодец! Желаю новых ролей! Успех пришёл-откройте двери настеж.
Все комментарии


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group