На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
Письмо тезке

Сегодня исполняется 85 лет художественному руководителю Театра «Ленком» Марку Захарову, и это хороший повод обратиться к юбиляру. 

 

Дорогой Марк! Будучи тезками, мы в некотором роде параллельны. Оба начинали в клубе МГУ, Гриша Горин, автор «Нашего дома», впервые напечатался в журнале «Юность», где я работал в те дальние времена редактором отдела сатиры и юмора. Гриша нас связывает, да и ты сам баловался этим странным в советское время жанром, поскольку ирония переполняла нас всех.

 

Ты и остался — «иронический человек», тот самый, про которого мой любимый поэт сказал, что «иронический человек — в сущности, героический человек». А почему героический? Да потому, что мы были шестидесятники! Вместе и поодиночке мы прорывались сквозь тусклое время, сверлили дырочки в железном занавесе. И название пьесы Владимира Войновича «Хочу быть честным», которую ты поставил в Студенческом театре МГУ, искренне и наивно хотели сделать программным стержнем собственной тогдашней жизни. Ах, молодость! Мы были рядом. Репетировали в одних и тех же клубных комнатах, играли на одной сцене и нас даже стали… путать!

 

Путают и по сей день. Раз в неделю кто-то ко мне обращается: «Марк Анатольевич». А я давно придумал ответ. «Зовите меня лучше Марк Захарыч!» — и говоря это, смотрю смеющимися глазами на реакцию собеседника. А чаще собеседницы. Я, конечно же, прощаю. Потому что мне льстит, что меня путают с тобой. И я понимаю, что для этих оговорок есть кое-какие основания, хотя в театральной иерархии ты, безусловно, на большей высоте.

 

Между прочим, в те давние времена ты мне однажды усмешливо сказал: «Вступай в партию — получишь театр! А не вступишь — шиш получишь». Я не вступил, а ты потом сжег публично свой партийный билет. Я ахнул, когда увидел этот поступок по телевидению. А потом, когда в нашей замечательной стране наступило совсем новое время, на одном из твоих юбилеев я подарил тебе «несгораемый партийный билет» в сверкающей стальной корочке. Помнишь? Хранишь? Я помню, ты оценил шутку — ведь у тебя чувство юмора превосходное!

 

Но всё это не главное. Главное в том, что ты создал великий театр и помог тебе в этом не партбилет вовсе, а твой талант, твой дар Божий… Мне нравится твой прагматичный романтизм и скепсис, замешанный на фантазии. Всё, что ты любишь в театре, — трюки и парадоксы, прямое, чисто эстрадное обращение в зал и игра философичного ума, условные обострения на грани фола и с модернистским уклоном завораживающая сценографическая «красота картинки», звездный состав великолепных актеров — всё это и многое другое вызывает зрительский (и мой в том числе) восторг и делает твой фирменный язык Искусством.

 

Я хожу на твои спектакли и удивляюсь твоему мастерству. Иногда мне кажется, что их поставил я. Это не нескромность. Мы — коллеги, и если возникает такое чувство, это прекрасно. Это не зависть. Это чисто профессиональное признание тебя как творца. Это свидетельство нашей близости — не только в биографическом смысле, а прежде всего в художественном отношении. Это самое дорогое, что только может быть между нами, режиссерами. Мы стояли и стоим на одной баррикаде. И ты — лидер. Честь тебе и хвала! Командуй!

 

Я люблю тебя, потому что учусь у тебя. Чему?

 

Как делать зрелище. Как создавать на сцене преувеличенную энергетику (твое любимое слово!). Как придумывать и работать с визуально действующей декорацией и со светом. Как вообще строить спектакли, сочинять их ударную, выразительную форму и композиционную полифонию. И, наконец, как и с кем добиваться рьяного служения смыслам, без которых современный театр частенько обходится, а ты — нет, ибо тебе в отличие от многих всегда есть что сказать. Всегда!

 

Мой тезка знает о театре всё. И не только о театре… Помню, как на одном культурном собрании в Манеже в присутствии разнородной публики и лиц официоза ты, с присущим тебе этаким неулыбчивым, напускным серьезным видом и желчным восторгом смаковал цитату из Хлебникова:

«Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Премного разных трав и вер…»

Все замерли от красоты сказанного. При этом ты сидел в президиуме и посматривал на всех со скрытым вызовом. Именно этот самый «скрытый вызов» характеризует всё твое режиссерское творчество и гражданское поведение. О, это большое искусство на самом деле — выживать всегда, в любую погоду и непогоду, заслуженно оставаясь на гребне общественного признания и публичного успеха.

И всё же всё решает талант. Марк Захаров «золотописьмом» театра «крылышкует» добрые 60 лет, в разные времена утверждая на радость нам «премного трав и вер». Он оказался нужен эпохе и эпоха воздала ему по заслугам. Поздравляю тебя. Не старей, тезка! С наступающим Годом театра вас, господа.

 

Автор — народный артист России, художественный руководитель театра «У Никитских ворот»


Оригинал статьи:

https://iz.ru/796725/mark-rozovskii/pismo-tezke

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
ПРЕМЬЕРА МЮЗИКЛА "УБИВЕЦ" ПО РОМАНУ ДОСТОЕВСКОГО 12.11.2019

1 и 2 ноября на Новой сцене театра прошли премьерные показы нового спектакля театра - "Убивец" по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

 

 

подробнее
Гастроли театра "У Никитских ворот" в Кутаиси 21.10.2019

Сегодня завершились гастроли нашего театра на сцене Кутаисского драматического театра имени Ладо Месхишвили в Грузии.

 


подробнее
Гастроли театра "У Никитских ворот" в Грузии 18.10.2019

 

19 и 20 октября на сцене Кутаисского драматического театра имени Ладо Месхишвили будут показаны спектакли театра "У Никитских ворот" "Незабудки" ("Мой внук Вениамин") и "Песни нашего двора".

 

подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
Молодость, красота и классика.
Совсем недавно в театре появилась молодая актриса - Кристина Айвазовская. Пока она задействована только в двух спектаклях, но мне она запомнилась на сцене, поэтому захотелось оставить пару слов в благодарность. В "Убивце" у Кристины роль Дуни. Роль, безусловно, небольшая, но меня подкупила точность интонаций. "Дуня" говорила точно так, как должна была говорить Дуня. Не знаю, чьей заслуги здесь больше: Марка Розовского, преподавателя по речи, или самой Кристины, но это было очень хорошо. Что примечательно, в "Шутках Чехова" у Айвазовской совершенно другой образ: этакая "стрекоза"-жена банкира. И вот тут Кристина показалась с другой стороны - на сцене был вихрь из хохота, легкомыслия и обаяния. Я бы сказал, что роли в этих двух спектаклях антагоничны друг другу. Бедная, сострадательная, жертвенная Дуня и богатая, беззаботная, флиртующая Татьяна. Не знаю, приходится ли Кристина Айвазовская родственницей Ивану Константиновичу (не смог удержаться от этой аналогии =)), но надеюсь, что на сцене мы увидим такую мощь и краски, как у её однофамильца. Действительно, будет крайне интересно посмотреть на юную актрису в других образах.
Убивец в Театре у Никитских ворот
На прошлой неделе состоялась премьера в Театре у Никитских ворот — «Убивец» по пьесе Марка Розовского, основанной на произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В постановке звучат произведения композитора Эдуарда Артемьева. Стихи написал поэт Юрий Ряшенцев, сценографом выступил театральный художник Степан Зограбян. У этого творческого союза получился темный мрачный мир Петербурга, где живет человек, решивший проверить опытным путем «тварь он дрожащая или право имеет». В роли Раскольникова дебютировал выпускник ВГИКа Сергей Рожнов, только в этом году принятый в труппу театра. И у него получился именно такой образ — терзаемый внутренними бесами, черствый, эгоистичный. Один из самых интересных для меня персонажей — Свидригайлов. И здесь он был интересен в исполнении Андрея Молоткова, циничный, жестокий, но в тоже время отпустил Дуню, сестру Раскольникова. А вот эпизод, который мне не понравился, — это момент с загнанной лошадью, это было слишком жестоко (он напомнил мне спектакль по другому произведению Достоевского). Интересный образ Сони Мармеладовой в исполнении Николины Калиберды, от момента соблазнения Свидригайловым до того, как она освоилась в доме терпимости. В целом получился тяжелый спектакль, но по такому непростому произведению Достоевского комедии бы и не получилось.
да да да !!! смотреть и наслаждаться!!!
Спасибо! Это было потрясающе!!! Люблю стихи, и пишу сама, людям тонкочувствующим и не равнодушным к поэзии - в театре быть! Валерий Шейман, - спасибо! Исполнение супер! Зал кричал браво. Говорит о многом.
Все комментарии

 

 

 


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 

 

 

 

 

 

      

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group