На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
Письмо тезке

Сегодня исполняется 85 лет художественному руководителю Театра «Ленком» Марку Захарову, и это хороший повод обратиться к юбиляру. 

 

Дорогой Марк! Будучи тезками, мы в некотором роде параллельны. Оба начинали в клубе МГУ, Гриша Горин, автор «Нашего дома», впервые напечатался в журнале «Юность», где я работал в те дальние времена редактором отдела сатиры и юмора. Гриша нас связывает, да и ты сам баловался этим странным в советское время жанром, поскольку ирония переполняла нас всех.

 

Ты и остался — «иронический человек», тот самый, про которого мой любимый поэт сказал, что «иронический человек — в сущности, героический человек». А почему героический? Да потому, что мы были шестидесятники! Вместе и поодиночке мы прорывались сквозь тусклое время, сверлили дырочки в железном занавесе. И название пьесы Владимира Войновича «Хочу быть честным», которую ты поставил в Студенческом театре МГУ, искренне и наивно хотели сделать программным стержнем собственной тогдашней жизни. Ах, молодость! Мы были рядом. Репетировали в одних и тех же клубных комнатах, играли на одной сцене и нас даже стали… путать!

 

Путают и по сей день. Раз в неделю кто-то ко мне обращается: «Марк Анатольевич». А я давно придумал ответ. «Зовите меня лучше Марк Захарыч!» — и говоря это, смотрю смеющимися глазами на реакцию собеседника. А чаще собеседницы. Я, конечно же, прощаю. Потому что мне льстит, что меня путают с тобой. И я понимаю, что для этих оговорок есть кое-какие основания, хотя в театральной иерархии ты, безусловно, на большей высоте.

 

Между прочим, в те давние времена ты мне однажды усмешливо сказал: «Вступай в партию — получишь театр! А не вступишь — шиш получишь». Я не вступил, а ты потом сжег публично свой партийный билет. Я ахнул, когда увидел этот поступок по телевидению. А потом, когда в нашей замечательной стране наступило совсем новое время, на одном из твоих юбилеев я подарил тебе «несгораемый партийный билет» в сверкающей стальной корочке. Помнишь? Хранишь? Я помню, ты оценил шутку — ведь у тебя чувство юмора превосходное!

 

Но всё это не главное. Главное в том, что ты создал великий театр и помог тебе в этом не партбилет вовсе, а твой талант, твой дар Божий… Мне нравится твой прагматичный романтизм и скепсис, замешанный на фантазии. Всё, что ты любишь в театре, — трюки и парадоксы, прямое, чисто эстрадное обращение в зал и игра философичного ума, условные обострения на грани фола и с модернистским уклоном завораживающая сценографическая «красота картинки», звездный состав великолепных актеров — всё это и многое другое вызывает зрительский (и мой в том числе) восторг и делает твой фирменный язык Искусством.

 

Я хожу на твои спектакли и удивляюсь твоему мастерству. Иногда мне кажется, что их поставил я. Это не нескромность. Мы — коллеги, и если возникает такое чувство, это прекрасно. Это не зависть. Это чисто профессиональное признание тебя как творца. Это свидетельство нашей близости — не только в биографическом смысле, а прежде всего в художественном отношении. Это самое дорогое, что только может быть между нами, режиссерами. Мы стояли и стоим на одной баррикаде. И ты — лидер. Честь тебе и хвала! Командуй!

 

Я люблю тебя, потому что учусь у тебя. Чему?

 

Как делать зрелище. Как создавать на сцене преувеличенную энергетику (твое любимое слово!). Как придумывать и работать с визуально действующей декорацией и со светом. Как вообще строить спектакли, сочинять их ударную, выразительную форму и композиционную полифонию. И, наконец, как и с кем добиваться рьяного служения смыслам, без которых современный театр частенько обходится, а ты — нет, ибо тебе в отличие от многих всегда есть что сказать. Всегда!

 

Мой тезка знает о театре всё. И не только о театре… Помню, как на одном культурном собрании в Манеже в присутствии разнородной публики и лиц официоза ты, с присущим тебе этаким неулыбчивым, напускным серьезным видом и желчным восторгом смаковал цитату из Хлебникова:

«Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Премного разных трав и вер…»

Все замерли от красоты сказанного. При этом ты сидел в президиуме и посматривал на всех со скрытым вызовом. Именно этот самый «скрытый вызов» характеризует всё твое режиссерское творчество и гражданское поведение. О, это большое искусство на самом деле — выживать всегда, в любую погоду и непогоду, заслуженно оставаясь на гребне общественного признания и публичного успеха.

И всё же всё решает талант. Марк Захаров «золотописьмом» театра «крылышкует» добрые 60 лет, в разные времена утверждая на радость нам «премного трав и вер». Он оказался нужен эпохе и эпоха воздала ему по заслугам. Поздравляю тебя. Не старей, тезка! С наступающим Годом театра вас, господа.

 

Автор — народный артист России, художественный руководитель театра «У Никитских ворот»


Оригинал статьи:

https://iz.ru/796725/mark-rozovskii/pismo-tezke

В рекламе не нуждаются! «ПЕСНИ НАШЕГО ДВОРА». Заказывайте билеты по телефону +7 (495) 695 82 19 и на сайте театра
Новости театра:
ДОБАВЛЕН РЕПЕРТУАР НА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ЯНВАРЯ 07.11.2018

В разделе "репертуар" появился репертуар театра на первую неделю января. 

подробнее
Гастроли в Ульяновске. 02.11.2018

Гастроли Театра У Никитских ворот в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова 8,9,10 и 11 ноября .

подробнее
Театр "У Никитских ворот" отправляется на гастроли в Пермь. 29.10.2018

На сцене ДК имени Солдатова будут показаны два спектакля. 

2 ноября пермяки смогут увидеть спектакль «Анна Каренина. Lecture»,

3 ноября — «Трамвай "Желание"» по знаменитой пьесе Теннесси Уильямса. 

подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
Этот мир не хотел меня...
Это пьеса современного петербургского драматурга Анастасии Букреевой, она о подростках и об их переживаниях, и я нечасто отправляюсь на такие спектакли. Но тут что-то меня "повело", и не зря. В спектакле, было объявлено, "широко используются современные технологии". Знаете, я очень люблю технологии, сама работаю в высокотехнологичной области, и если технологии приходят на подмогу искусству, это всячески приветствую, но отношусь весьма критично. Так вот, такие технологии мне до сих пор видеть не приходилось! Дело в том, что в спектакле помимо обычных есть видеороли. Их также играют актеры театра, но они не появляются на сцене! Эти роли были записаны заранее и транслируются на картонные силуэты. Причем живые актеры с этими "картонными" взаимодействуют весьма успешно. Что это было для меня? А образы на самом деле очень яркие. Члены семьи становятся для мальчика шаблонными проекциями, говорящими "записанные на подкорку" фразы. Примечательно, что старшая сестра поначалу также была проекцией, но ближе к концу спектакля появилась живьем - когда в ее жизни произошла трагедия, прорвавшая этот "трафарет"... Это очень удачная находка! По сюжету мальчик обращает внимание на бомжа Лизу, живущую в метро, приводит ее домой и всячески пытается с ней общаться. Семья, конечно, в шоке, но это... не эпатаж и не вызов со стороны мальчика, как мне кажется. Во всяком случае, не это я увидела в персонаже, сыгранном Александром Паниным. Мот (так он себя называет) внешне довольно весел и активен, позитивно настроен по отношению к семье, депрессивно-агрессивных мыслей в целом не высказывает, но он со смятением смотрит на то, что его близкие все больше превращаются в картонных персонажей. И на себя он смотрит с подозрением, потому что мысли и ощущения в нем бродят непонятные. И на весь мир он смотрит с подозрением. Но наибольший интерес вызывает у него почему-то бездомная полоумная Лиза. Почему? Правда ли она является "идеальным существом в иерархии Мота", как сказано в аннотации? Мне кажется, дело в том, что она еще менее понятна Моту, чем все остальное. Она плохо реагирует на слова, говорит странные вещи (вроде фразы, вынесенной в заголовок), не выражает почти никаких эмоций, но тем не менее она явно не картонная. Мота тянет к ней как к существу, еще более обделенному любовью и отринутому на совсем уж задворки общества. Метро тоже стало полноправным персонажем спектакля. В виде проекций и транслируемых статистических данных. Для меня метро вообще давно модель мира. Кто-то едет в одном направлении, кто-то в противоположных. Тысячи судеб в одном потоке. Там тебя сносит и уносит, там можно бесконечно долго вглядываться в лица и сочинять истории. Там можно найти себе родственную душу и антипода. Очень психологичное место. И там Мот встречает свою "подружку" Лизу, над которой берет шефство. Я ничего не сказала про "буддийское молчальничество" - а ведь это тема спектакля! Не знаю, но герой постоянно ведет с нами диалог, даже если молчит в своей реальности, в нашей он разговаривает, так что я и не выделила эту деталь. Очень здорово все сделано. Многое воспринимается на каком-то слое подсознания, не передать словами. Не могу сказать, что в спектакле выведен "собирательный образ современного подростка" - я не узнала в Моте, скажем, своих детей. Зато узнала себя в "проекциях" родителей, а это уже немало.
Отзыв
«Ганди молчал по субботам» - это весьма короткая пьеса (каких-то 18 страниц) молодого российского драматурга А. Букреевой. Это история о подростках, их родителях и социуме в целом, об одиночестве и попытках самоутверждения, о крутых жизненных виражах. Режиссёр переносит зрителя в обычную квартир с самыми обычными каждодневными атрибутами. Роли второстепенных персонажей и часть декораций выполняют картонные образы, что ничуть не смазало восприятие. Сашу настиг переходный возраст со всеми сопутствующими атрибутами: это и привязанность к членам семьи: родителям, дедушке, сестре и собаке, и протест против распада семьи и мировой несправедливости в целом, попытки познать что-то взрослое будь то государственный бюджет или космическое пространство. Душевные волнения подростка доносятся режиссером до зрителя с помощью музыки и танцев, а его молчаливые размышления провоцируют родных на откровения, которые открывают глубокие душевные раны, которые позволяют зрителям понять мотивы их поступков: уход отца из семьи, странные поступки деда и прочее. Это спектакль заставит зрителя и улыбаться, и грустить, и ещё раз задуматься об отношениях с детьми-подростками и своих собственных поступках. «Темной лошадкой» для меня осталась лишь «бомж» Лиза, с появлением которой и закрутилась вся история на сцене. Может быть этот персонаж есть попытка режиссёра донести до зрителя причины одиночество отдельных людей, которых не понимают и судят о них поверхностно только по причине их молчания и редких, непонятных фраз? Советую каждому сходить на этот спектакль и самому ответить на вопросы, которые возникнут в ходе его просмотра.
Спектакль-жизнь! Ольга Лебедева
Хочу написать отзыв о спектакле "Дорогая Елена Сергеевна", который смотрела 31 октября. Музыкальное сопровождение, то есть две песни в спектакле настолько идеальны подобраны. Браво режиссёру. Но написать хотела вот что, шла больше на актрису, чем на спектакль. В кассе узнавала состав кто играет. И вот чудо. Ольга Лебедева. Первый раз увидела ее в спектакле БИ-ЭМ-ДАБЛ Ю. Образ Елены Сергеевны, сделан просто сверх талантливо. Слезы, короткие реплики и полная тишина в зрительном зале. Я ревела только потому, что чувствовала Ольгу. А у нее на лице было такое напряжение. Хорошая игра. Браво!
Все комментарии


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group