На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
ХАРБИН-34 - документальная драма

ХАРБИН-34 - документальная драма

Марк Розовский
Продолжительность: 3 часа с антрактом
Новая сцена
 

Марк Розовский,

о своей пьесе «Харбин-34»:

         - Мы живем в эпоху разрастающегося насилия. Человечность попирается на всех континентах земли. Войны, революции, террор давно стали обыденным явлением, гуманизм то и дело оказывается посмешищем, нацистские и расистские идеологемы кидают целые народы в историческую пропасть. Кровь льется, как из ведра. Как быть в «предлагаемых обстоятельствах»? Что делать театру как «искусству здесь и сейчас?» Надо ли ему реагировать на кошмары бытия? И если да, то как?

         …Однажды я шел по Новому Арбату. На уличном книжном развале увидел книгу в коричневом переплете – название, тисненое на обложке золотыми буквами (!) меня заинтересовало: «Завещание русского фашиста». Автор – некто К.В.Родзаевский. На задней стороне обложки – свастика, соединенная с двуглавым орлом - гербом России. Полистал страницы – волосы встали дыбом!.. «Майн Кампф» Гитлера, как говорится, отдыхает… Издано в Москве, совсем недавно.

          С того момента я заинтересовался так называемым «русским фашизмом» - прочел множество исследований, в том числе книгу американского историка Джона Стефана – блестящего специалиста по Дальнему Востоку – и другие источники… И был поражен тем, что мы практически ничего не знаем из того, что вроде бы должны были бы знать. «Известное известно немногим» - сказано Аристотелем, и я с ним полностью согласен.

          Современный нацизм идет в наступление, идеологемы Гитлера, Розенберга, Геббельса и иже с ними – реанимируются. Пустые бритые головы нынешней молодежи заполняются всяким человеконенавистническим бредом… Наши сегодняшние «скинхеды» собираются в боевые отряды, вооружены не только битами и огнестрельным оружием, но еще и фашистской символикой и теориями разного рода псевдоученых и политических язычников, которые тянут людей к безбожию и антихристу. Угроза фашизма растет и это очевидно всем.

          Вот почему я счел нужным написать и поставить на Новой сцене Театра «У Никитских ворот» пьесу «Харбин-34» в жанре документальной драмы – с элементами детектива и художественного домысла. Но в ее основе – абсолютно достоверные факты довоенной истории. Не обошлось и без рассказа о страстной любви, которая пытается прорваться сквозь катаклизмы событий и террор, эта трагическая лирика переплетается с авторским размышлением о судьбах Родины, о патриотизме подлинном и мнимом, о фашизме и его безобразных истоках.

          Мне хотелось в художественной форме рассказать о создании и деятельности в Харбине 1934-го года так называемой Русской Фашистской партии, фюрером которой был этот вот Родзаевский и так же Партии русских фашистов в Америке (была и такая!), ее вождем провозгласил себя некий Анастасий Вонсяцкий, бывший белогвардеец польского происхождения. Меня поразили эти невыдуманные характеры, эти полные настоящего драматизма готовые сюжеты, в которые трудно поверить, однако приходится.

          В спектакле будут отражены кровавые злодеяния так называемого «Отряда 731» - преступного карательного подразделения японской разведки и Квантунской Армии, которое проводило опыты над живыми людьми, считая их «бревнами». Посмотрите Википедию – там, под Харбином, было уничтожено 200 000 (двести тысяч!) китайцев – об этом чудовищном геноциде сегодня мало кто вспоминает.

          Кстати, на воротах нашего Театра (со стороны Калашного переулка) я неожиданно обнаружил таинственное чумное граффити – цифру «731».

          Что это? «Черная метка» предупреждения мне и моим коллегам по Театру «У Никитских ворот»? Желание запугать? Или просто какое-то дикое совпадение?

          Время покажет, кто кого боится. Наша премьера – в конце сентября.       

 

 

Среди зрительских откликов на спектакль «Харбин-34» Марк Розовский заинтересовался письмом некоего Владимира, которому посчитал нужным дать ответ. Публикуем эту переписку – с единственной целью уберечь нашу работу от неграмотной, несправедливой критики.

 

Уважаемый Владимир!

 

Спасибо за отклик. Судя по Вашим замечаниям, Вы, как говорится, в материале. Историк? Специалист? Но ещё Прутковым сказано: «Специалист подобен флюсу». К сожалению, Ваш отклик подтвердил правоту вымышленного литературного персонажа. Вы пишете, что в моём   спектакле «слишком много домыслов и вымыслов для документального спектакля».

            Однако у нас отнюдь не документальный спектакль, а спектакль на документальной основе. Это разные вещи, и очень жаль, что Вы этого не поняли. «Борис Годунов» тоже не документальная пьеса, но на документальной основе, хотя все герои там изъясняются стихами, это хроника, историческая, но ещё и авторский художественный вымысел, «фэнтези», как сейчас могут сказать. Булгаковские «Мольер» и «Белая гвардия» имеют документальную основу, в них действуют конкретные исторические персонажи наряду с вымышленными, но это художественные произведения, которые и воспринимаются, прежде всего, именно таковыми.

            Вы же, следуя Вашей логике, вполне могли бы и Александра Сергеевича упрекнуть, что в «Капитанской дочке», написанной бесспорно на документальной основе, «слишком много вымыслов и домыслов», но автор «Истории Пугачёвского бунта» (историк Пушкин) не есть Пушкин – поэт и прозаик. И совершенно естественно, что у него злодей Пугачёв из исторического трактата не совпадает, а по многим репликам и деталям расходится с ОБРАЗОМ злодея Пугачёва из повести, в которой нельзя было обойтись и без «заячьего тулупчика», и без доброй матушки – Екатерины. И без реплик и монологов, которые настоящий Пугачёв и царица не произносили в действительности. Даже Толстой с его Наполеоном и Кутузовым, вероятно, подпал бы под Вашу критику, поскольку «Война и мир», говоря Вашими словами, содержит «вымыслы и домыслы». Ещё раз подчеркну: классик писал не документальный роман, а роман на документальной основе. Что тут непонятного?

            Вам бы, Владимир, следовало почаще ходить в театр и читать хорошую литературу, тогда бы Вы не совершали таких элементарных ошибок, в том числе в русском правописании, которое предполагает расстановку запятых, где надобно, и только потом говорить о серьёзных вещах. «Но это ладно,» - как Вы изволили выразиться.

            Гораздо важнее Ваши политические позиции, проступающие в дальнейших рассуждениях. «Родзаевского и Вонсяцкого показали хуже, чем они были на самом деле». Не оправдывайте фашизм, товарищ. Эти два «героя» не агнцы, а преступники, оба получили по заслугам. И Вы получите, если будете поддерживать их идеи. Ибо мы, слава Богу, живём в стране, победившей фашизм, разрешите Вам об этом напомнить. Извините за прямоту.

     Вы пишете: «Родзаевскому приписали идеи, мысли и слова, которые он не разделял». Да нет же, Владимир, разделял, ещё как разделял! Он полностью смыкался с гитлеризмом, и в моей пьесе, подчёркиваю, цитатно звучат его основополагающие заявления. Ваша, Владимир, фраза о том, что «Родзаевский никогда не был сторонником расовых идей нацизма (за исключением ярого антисемитизма)» - особенно хороша, ибо выдаёт Вас, - вот так, в скобочках, о зерне гитлеризма, почитайте хотя бы в доказательство завещание Адольфа, писанное в бункере под землёй, уже утюженной советскими танками в конце апреля 45-го года, в последние часы этого мракобеса. Вы добавляете бесстыдно: мол, «Родзаевский выступал за «мягкий» итальянский вариант». Ишь, как ловко Вы отделяете Костю от Гитлера, а вот итальянские партизаны-антифашисты, вешавшие Муссолини, видимо, думали иначе! Им эта самая «мягкость» была как-то не слишком и заметна. Так Вы на чьей стороне, Владимир?

            Относительно евреев, которые как народ не имели своей земли на российской территории. Хотя и это, подходя формально, не совсем так, ведь под Благовещенском, что, наверное, очень злило Родзаевского, уроженца этого города, евреи получили надуманный Сталиным Биробиджан.  Так что   его «программные» идеи Вы бы лучше назвали «погромными» идеями русского фашизма, живым олицетворением которого был наш бедный харбинский фюрер.

            Самое удивительное в Вашем отклике – отсутствие слов, поддерживающих антифашизм как таковой, тревоги, которую сегодня испытывает наше общество по поводу разгула шовинизма и человеконенавистничества в нашей новейшей истории. Если это не так, то почему Вы не сказали о том, что разделяете слова и поступки князя Вербицкого? Почему Вы промолчали о нём? А ведь вполне могли упрекнуть меня в том, что этот образ «не документален». Нельзя быть столь явным псевдопатриотом, Владимир, ибо Ваше учёное знание того, что было, а чего не было, сегодня для театра, и не только для него, крайне неплодотворно, как и любая попытка обелить Родзаевского, Вонсяцкого и иже с ними.  Да, свастика и сегодня не у всех на рукаве, но внутри пустой, извращённой души она довольно часто встречается, и это приводит нас к новым бедам, новым кровопролитиям. Антихрист не дремлет. А Вы с учёным видом знатока что-то там толкуете о фиолетовой униформе Вонсяцкого - где Вы её увидели в спектакле? Может быть, у Вас глаза больные… Вы даже не поняли, что фотография в финале – это не «встреча на вокзале», а образ обобщённый тех вооружённых чернорубашечников, которые возомнили себя силой, способной идти на нас войной и в те, уже далёкие от нас времена, и сейчас. На книге в коричневой обложке имя Родзаевского – золотыми буквами, а свастика под двуглавым орлом – гербом России. Это и есть правдивый знак абсолютной слитности Гитлера с «Завещанием русского фашиста». Не мой, между прочим, знак, а гнусного издателя профашистской книги. Вот так унтер-офицерская вдова себя однажды высекла. И «другие» нашивки русских фашистов в Харбине не спасли их от нацистской сущности. Может, нашивки разные, а идеологемы те же. Потому и звучат в спектакле «вложенные в уста Родзаевского» столь близкие ему фашистские мерзости. А Вы мне тут про «не понятно, зачем русским фашистам нацепили эсэсовские повязки», вот потому и нацепили, чтобы вам всем всё было понятно. Однако прочесть образ Вы не можете – из-за чего? Из-за Вашей ограниченности, неумения воспринимать искусство как преображённую в правду ирреальность? Флюс специалиста мешает, да ещё то, что созидает путаницу в Вашей многознающей голове… Вашим методом какого-угодно писателя можно поймать на вымысле и «передержках» - от Шекспира до Пикуля, от Гоголя (Запорожская Сечь у него недостоверна и недокументальна) до Радзинского (у этого всё на его совести… Ну, и ловите, если не лень, а суть будет мимо Вас лететь. Суть, в данном случае – антифашистская, Вам как кость в горле, Вам она побоку. Не так ли?

            Ваш пересказ событий и ролей участников совершенно верен – это я признаю, но трактовка моя иная, чем у Вас, и она именно на документальной основе: Мартынов, Родзаевский и Араки Садао были связаны между собой, о чём и Вы говорите. «Провожал, встречался» - это что? «Отказался участвовать в похищении» - это Вы откуда взяли? Со слов Родзаевского? Но он и у меня в пьесе отказывается… так ведь и в Нюрнберге отказывались, твердили, что ничего не знали об Освенциме и виселицах. Японский фашизм был сродни немецкому, хотя бы опыты на живых людях «Отряда 731» это подтверждают. И это – главное, а не то – был ли Араки Садао представителем Квантунской армии или министром обороны. В конце концов, если министр обороны, то почему не представитель? Не буквоедствуйте, Владимир. Содержание нашего театрального труда в другом: наша цель – пробудить интерес к малоизвестным страницам довоенной истории и испытать стыд и позор за людей, которые встали под знамёна нелюдей. Эти заблуждения дорого обошлись и нашей Родине, и миру. Вы согласны? Остальное – мелочи.

            В заключение скажу: Вы противоречите сами себе, когда опять-таки с позиций строгой документальности упрекаете меня в разных неточностях и домыслах, но при этом не замечаете, что у меня в пьесе не Каспе, а Касперович, то есть другой совсем человек, примерно, как Иванов, скажем, и Ивановский. У меня не Мартынов, а Мартьянов… Отсюда вывод: если бы я назвал Родзаевского Рудзаевским, а Вонсяцкого, скажем, Босяцким, Вы были бы более удовлетворены?

Ведь в конце своего отклика Вы сами пишете: «…все замечания относятся к спектаклю только потому, что он заявлен как основанный на документах. Если этого не делать, то он вполне себе является художественным произведением, в котором имеют право быть домыслы, вымыслы и т.д.» Ах, вот как?! Начали за упокой, кончили за здравие! Что ж… тогда и мне придётся повториться. Документальная основа – это истоки русского фашизма в Харбине. Это та правда, о которой не следует забывать. А театр – всего лишь игра. Скажу точнее: игра в правду, которую мы в меру сил пытаемся превратить в правду игры.

 

                                                                                                         Марк Розовский

 

P.S. Самое отвратительное в том, что сегодня о фашизме – немецком, итальянском, американском и др. - можно говорить, а о русском фашизме – ни-ни, о русском давайте забудем, промолчим. Гитлера легко обсуждать и осуждать, а фюрера Родзаевского не было, а был, видите ли, всего лишь патриот-антисемит, да и только. Но, как говаривал Юра Карякин, чёрного кобеля не отмоешь добела.

            Хотелось бы с Вами встретиться, чтобы «вживую» на Вас посмотреть, подробнее побеседовать, если не возражаете, познакомимся. А то Вы назвались Владимиром, а фамилии своей не удосужились назвать. Это нехорошо, ибо Вы знаете, с кем говорите, а я нет. Но если Вы в подполье сидите, тогда не надо. Боитесь? Меня бояться не стоит, я на самом деле доброжелательный человек.                                                                                                    

Комментарии к спектаклю ХАРБИН-34 - документальная драма

Восторг | Комментарий оставил: Элеонора  (2017-04-21 в 07:29)
Спетакль совершенен. Сложилось ощущение, что меня вырвали из реальности и перенесли в прошлое. От этого жутковато. Если у вас есть ещё сомнения относительно союзов по понятиям, сходите в театр на спектакль Харбин 34, уверяю вас сомнения исчезнут. Спасибо актерам, за полное перевоплощение.
Невероятно хорош | Комментарий оставил: Ольга  (2015-12-21 в 16:50)
Билеты на спектакль купили случайно, гуляя по бульвару, пошла за компанию с мужем, приготовилась сидеть 3 часа и придумала что буду делать - немножко поработаю, прихватив с собой айпад. Мой муж интересуется историей, философией, в принципе, и я не против, но сейчас и так все так тяжело и серо вокруг, что вникать еще в чужие, хоть и прошлые проблемы, совсем не хочется.
И вот начался спектакль, и я уже открыла айпад, но все 3 часа (даже на антракт не выходили) мое внимание было приковано к действию на сцене. Я даже не заметила как пролетели эти 3 часа. Великолепная игра актеров, всех без исключения. С 18 декабря 2015 я поклонница этого театра. Спасибо Марк Григорьевич, Вы Гений!
Харбин-34 | Комментарий оставил: Татьяна  (2015-10-04 в 11:56)
Мне безумно хотелось посмотреть этот спектакль, поскольку я очень люблю историю и тема белого движения, это моя тема.... Когда-то давно я даже писала эссе по Колчаку))))
Очень тяжелый, трудный, философский, жесткий и жестокий спектакль со сложным послевкусием, очень горьким!!!! Сюда не приходят посмеяться, а подумать и что-то изменить в себе и окружающих, может быть....
Изначально, я шла "на Заусалина".... поскольку много лет не видела Максима в театре, и его отсутствие поначалу расстроило, но потом я поняла, что это был подарок и Сашу Волохова сыграл отлично Денис Юченков!!!!! Эмоционально, убедительно и очень здорово, но как-нибудь я вернусь именно на этот спектакль, чтобы увидеть Максима.))))
Весь ужас, боль и страх поколения, вынужденного жить на чужбине (только не жить, а выживать), на примере одной еврейской семьи.....Но с тонким и узнаваемым одесским юмором, колоритом и говором, такое удовольствие было наблюдать за Иосифом Касперовичем (Валерий Шейман) и Фирой (Марина Кайдалова), они настоящие))))) Сцена, в которой Иосиф (по телефону) сообщает, что их маленький сын похищен, просто до мурашек и кома в горле!!!))))))).....
Еврейская семья не единственные персонажи истории.... Зарождение русского фашизма, первые шаги...... Становилось откровенно страшно, слушая монологи Константина Родзаевкого (Константин Иванов), потому что все эти ужасы происходят и сейчас.....когда жизнь не важна, а в головы вбивается вся жуть и жестокость, что миром правят исключительно деньги и нет ничего святого, сколько лет прошло, а ничего не поменялось.... И все же...... Хочется верить, что еще остались люди, такие как князь (Михаил Росляков) и тот же Саша Волохов, который смог выйти из этого порочного круга и поступить, как настоящий мужчина!!!!
А вот страстной любви мне не хватило!!!)))) Денис Юченков был убедительнее в своих чувствах, чем Ривка (Яна Прыжанкова), но здесь, как говорится, на вкус и цвет, товарищей нет!!!)))))
Этот спектакль обязательно нужно видеть, он стоит того!!)))
Браво! И да здравствует, Театр! | Комментарий оставил: Варвара  (2015-04-04 в 19:31)
Браво!! Прекрасный спектакль в прекрасном театре. Плакала и смеялась, грустила и восхищалась! Настоящее действо над душой. Сложный материал подан мастерски и сыгран легко - веришь, не задумываясь над тем," как это было сшито" (опыт театральной журналистики не помешал вовсе - я это редко со мной бывает).Персонал вежлив и булочки в буфете вкусные - зрительская гармония полная)))
Боюсь в последнее время премьер - так не хочется попадаться на фальшивку, но мой страх развеян - снова иду на другую премьеру - "Сейлемские ведьмы". Cпасибо вам, господа, спасибо!!!!
Потрясающий спектакль! | Комментарий оставил: Дарья  (2015-03-22 в 01:14)
Удивительный по силе спектакль! Великолепно раскрыта тема русского фашизма. Постановка трогает до глубины души, цепляет за живое, за самое сокровенное. Спектакль завершился уже несколько часов назад, а я до сих пор не могу переключиться на другие мысли. Огромное спасибо актерам, играли на разрыв, на пределе эмоций. Это ведь невероятно сложно, я уверена, играть людей, поддерживающих фашизм. Чтобы все выглядело искренне, нужно перестроить сознание на совершенно другое мышление, что-то перевернуть в душе на время спектакля, стать человеком, противоположным самому себе. В какие-то моменты было действительно страшно от ощущения реальности происходящих на сцене событий. Отдельно хотелось бы отметить Константина Иванова, исполняющего роль К. Родзаевского, - его игра производит очень сильное впечатление. Браво!
И когда, выходя на поклон, актеры с себя эсэсовские повязки снимают, слезы душить начинают...

Спасибо за такой спектакль!
Мы не дети. | Комментарий оставил: Елена  (2015-03-07 в 00:03)
Честно признаюсь, не уверена, что этот мой комментарий пройдет модерирование, потому что собираюсь нанести критический выпад по, не сомневаюсь, больному месту. Однако этого нельзя не сказать.

Сегодня я в третий раз на "Харбине": так долго пришлось ждать состава с парой Максим/Яна; господа, ну это жестоко - "разлучать" такую пару высококлассных актеров, невероятно естественных в своих ролях. Наблюдать за ними - как держаться за оголенный провод под током: тебя колошматит, а оторваться не в силах.
Очень непривычно было не увидеть В. Шеймана и Г. Борисову - поэтому о Мэрион и Иосифе пока ничего не скажу.
Мне стали понятнее побуждения Николя: у Ивана Машнина дивная способность при относительно небольшом тексте показать между строк логически и эмоционально мотивированный характер.
Не перестаю неистово восхищаться дуэлью "родного" и заокеанского негодяев, Родзаевского и Вонсяцкого. А. Чернявского знаю и люблю давно, К. Иванов - открытие сезона для меня, их истерический пафос смешон, но сколько крови он стоит другим!
Абсолютные антиподы Вербицкий и Лыков (М. Росляков и В. Давиденко) хоть и редко встречаются на сцене, оппонируют вполне отчетливо. Презрение князя к уголовнику, хоть и взаимное, остро задевает последнего. Давиденко показывает не только убожество своего персонажа, но и его логику и глубину понимания своей участи.
(Кстати, то ли я путаю актеров, то ли ошиблась в самом первом отзыве, упомянув Ю. Печенежского, приношу извинения.)
Еще одна "пара" противоположностей, как ни странно это прозвучит, это генерал Садао и маленький Лёвочка. Ребёнок-музыкант - квинт-эссенция красоты и невинности; и бесчеловечный садист, уродливый во всех отношениях (блестяще воплощенный Ю. Шайхисламовым).
Отдельно - МАТЬ. Марина Кайдалова достойна всех театральных премий, но все ли премии достойны её? Когда Фира берёт трубку, чтобы услышать трагическое сообщение, мы не слышим ни слова с того конца провода. Она тоже ничего не произносит. Но масштаб случившегося обрушивается на нас как вал всемирного потопа.

А теперь - критика. Я озаглавила этот текст "Мы не дети". Зрители, не давшие слабину ума и духа и досмотревшие спектакль до финала (а таких подавляющее большинство в зале), достойны того, чтобы их моральным качествам доверяли, а интеллекту предлагали максимальную нагрузку. Пьеса - ГЕНИАЛЬНА, я это утверждаю без всякого преувеличения. Она РАБОТАЕТ на БУДУЩЕЕ. Потому что фашизм поднимает голову в мире, потому что символика вермахта "воссияла" совсем недалеко от наших границ, потому что, хоть и не на Красной площади, но и в нашей стране есть читатели и почитатели "коричневой библии".
Так зачем же завершать спектакль таким бессильным "плевком" в прошлое? Я имею в виду нелепое обобщение о том, что "Сталин уничтожил коммунистов больше чем все фашистские лидеры, вместе взятые". Я даже не буду интересоваться статистикой. Эмоционально эта фраза звучит по-детски и вызывает протест как унизительно дидактичная! Как будто публика дура и не может сама сделать вывод из того, что пережила вместе с артистами по замыслу автора. Этот вывод должен в той или иной форме родиться в душе и мозгу каждого самостоятельно. Только тогда он сработает. А так... какая-то слабость, что ли: неужели Сталин настолько всемогущ, что им до сих пор можно быть одержимым так или иначе? Да, я в курсе, что в природе существуют одержимые "отцом народов". Но я никак не предполагала, что Марк Розовский из их числа.

"Константин Радзаевский написал письмо Сталину, где говорил, что сталинизм - то, что ошибочно называлось русским фашизмом".
ЗАНАВЕС.
Великолепный спектакль! | Комментарий оставил: Елена  (2015-02-13 в 09:44)
Потрясающий спектакль!Приезжали с учениками 9 класса.Дети смотрели на одном дыхании.Выйдя из театра еще 2 часа обсуждали спектакль,вспоминали пройденный материал по истории,сопоставляли факты,спорили,выдвигали догадки.Сделано много выводов,дети будто вживую увидели ужас фашизма.Огромное спасибо театру за бесплатные билеты для школы!Благодаря вам,дети,даже из малообеспеченных семей могут прикоснуться к прекрасному.И самое главное,что именно после вашего театра они просят поехать на спектакли вновь.Спасибо!
Харбин | Комментарий оставил: Наталья  (2014-11-10 в 14:06)
Отличный спектакль! Очень рекомендую! Смотрели с мужем и обоим понравилось всё: и постановка, и актеры. Сложно кого-то одного выделить. Огромное спасибо Марку Розовскому за его талант и низкий поклон всему актерскому составу.
Эмоции по спектаклю "Харбин-34" | Комментарий оставил: Игорь Севастьянов  (2014-11-01 в 18:26)
Вчера по приглашению Яночки Прыжанковой, актрисы Театра у Никитских ворот, посмотрел спектакль "Харбин-34". Ехал посмотреть на её игру, на то, как она смотрится на сцене, а получил много пищи для размышлений, массу эмоций... Спектакль очень сложный, по тематике - тяжелый, у меня стоял ком в горле в финале... Безусловно, Розовский- Мастер, человек с огромным профессиональным опытом и вкусом!!!
Мне очень понравилось, как она играла(существовала), достоверно, и абсолютно не фальшиво(чего я терпеть не могу), без переигрыша, очень стильно!
Актёр Константин Иванов, который играл предводителя фашистской партии Родзаевского был БЕСПОДОБНЫМ, с невероятными средствами актерской выразительности!!!
Шёл из театра по Тверскому бульвару под впечатлением..!
Прививка любой эпохе | Комментарий оставил: Харламов Станислав  (2014-10-23 в 02:34)
Не хочется никого цитировать и что-то вспоминать, ибо, к сожалению, история цитирует себя сама. Но все же, как говорил Камю: «микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда…».
Сейчас, в очередное неспокойное время, спектакль М.Г. Розовского «Харбин-34» становится своеобразной профилактикой путем искусства. И не столь важно, на какую эпоху идет отсылка, и какие именно люди затрагиваются в повествовании, ведь главное – средства и образы, которыми высекается искра сопереживания. Меня заинтересовала эта документальная история, в которой Марк Григорьевич высветил сильную драму, в очередной раз доказавшую, что прошлый век переплюнул любые фантасмагории, страшные сказки и прочее одними фактами.
Итак, спектакль. Удивительны, на мой, взгляд, контрасты Розовского – лирика бытописания еврейской семьи, перемежающаяся резкими сценами деятельности русских фашистов. Валерий Шейман, Марина Кайдалова, Виктория Корлякова/Яна Прыжанкова и Мартин Шевелев (Левочка) создают очень теплую атмосферу в начале спектакля, так и хочется, чтобы их милые несерьезные перепалки продолжались как можно дольше. Пожалуй, зритель совсем не чувствует в эти мгновения того, что вскоре эту семью должен захватить рок. В. Шейман в роли Касперовича трагичен и трогателен. Его рассказы увлекают так далеко от места действия, они так живописны, что хочется устроить для него бенефис. В игре Марины Кайдаловой (Фира) чувствовалось что-то глубоко библейское – довольно ощутимо выстраивалась линия всеобщего человеческого горя. Эта потрясающая актриса как будто увязала в себе всех матерей, все потери, все страдания, которые были на земле с древних времен. Я видел и Яну Прыжанкову, и Викторию Корлякову в роли Ривки. Каждая из них по-своему преподносит нам эту героиню. Яна более страстна (может, в силу внешности), а Виктория же холодней, но обе невероятно пронзительны в ключевые моменты. Актеры в ролях русских фашистов не позволяют воображению рисовать вместо них кого-то еще. Денис Юченков (Саша Волохов) – по игре, внешности, по энергетике – настоящий заблудившийся белый офицер, нашедший себе ошибочное предназначение, но по ходу сюжета разочаровывающийся в своем пути; ему сочувствуешь, как человеку, верящему во что-то (в месть, в родину без «тех-то и тех-то», в любовь), а потом теряющему эту веру на глазах. И его сложно винить, ведь бывали страшные примеры массового ослепления, но «благополучие» тех ослепленных людей было в том, что они не прозрели, а Волохов… Удивителен Константин Иванов в роли Родзаевского – этакий непримиримый романтик, он кажется лидером не совсем в том месте и не в то время. Игра Иванова впечатляет: он сдержан и в тоже время постоянно наэлектризован (чего стоит одна левая рука!), в его взгляде не видно восприимчивости к человеческой участи, одна только убежденность в своей правоте, кажется, как раз такие люди и способны идти по трупам. Он ни разу не допускает выхода за пределы своего идеологического ореола и тем по-настоящему страшен. Лыков (В. Давиденко) вовремя разбавляет накалившиеся между героями ситуации своими присказками, шутками, мимикой, и тем самым переводит некоторые эпизоды в трагикомедию, отчего становится еще грустнее, но правдивее, жизненней. Александр Чернявский в роли Вонсяцкого (лидер фашистской ячейки в США) мне показался неким «барометром» всего происходящего. Как в новеллах Кафки, для того, чтобы рассудить и понять клубок субъективных конфликтов нужен кто-то совершенно посторонний, так и здесь он, несмотря на принадлежность к фашистам, на фоне харбинской партии кажется лунатиком, и от того – еще человеком. Его жена, Мэрион (Н. Корецкая) порой переносит нас в мир джаза одними своими манерами (да, что-то из эпохи Гэтсби). Примечателен Вербицкий (М. Росляков), он напоминает непутевых героев Чехова, проще говоря, русский интеллигент, попавший под гусеницы событий.
Вообще, этот спектакль – целое напластование трагедий, происходящих на стыке времен – между двумя мировыми войнами. Русские офицеры, ставшие фашистами, кажутся анахронизмом, да так оно и было, возможно, если смотреть из нашего века. Но так ли это было для них? Жизнь не закончилась с падением режима, она развела их по разным руслам, и одно из них стало фашизмом. Из-под всего того ужаса, идеологического, «оправданного» и хладнокровного весь спектакль пытается проглянуть человек, он как бы подплывает под льдины, постепенно осознавая свое местонахождение на плоскости, стараясь вынырнуть. Но, когда становится слишком поздно, человек может вынырнуть только в смерть.
Браво, Марк Григорьевич, браво, актеры! Вы воспитываете «человека долгой памяти». Большое спасибо!
Заголовок комментария:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст

Режиссер-постановщик

Народный артист России

Марк Розовский

 

Сценография

Заслуженный деятель искусств России

Станислав Морозов


Костюмы

Евгения Шульц


Ассистент режиссера

Заслуженный артист России

Денис Юченков

 

Помощник режиссера

Оксана Мельникова

 

Действующие лица и исполнители:

 

Константин Владимирович Родзаевский,

лидер Русской фашистской  партии в Харбине

Константин Иванов

 

Саша Волохов,

боевик фашистской партии

Заслуженный артист России

Денис Юченков

 

Анастасий Вонсяцкий,

вождь партии русских фашистов в Америке

Александр Чернявский


Мэрион Рим,

дочь американского миллиардера

Заслуженная артистка России

Галина Борисова

Наталья Корецкая

 

Араки Садао,

генерал Квантунской армии

Юрий Шайхисламов


Николай Мартьянов,

инспектор полиции

Иван Власов

 

Вербицкий,

князь, служащий КВЖД

Заслуженный артист России

Николай Глебов

 

Лыков,

ординарец Родзаевского

Владимир Давиденко

 

Иосиф Касперович,

харбинский богач

Александр Лукаш

заслуженный артист России

Александр Масалов

Народный артист России, лауреат Государственной премии России

Валерий Шейман

 

Фира,

его жена

Наталья Баронина

Заслуженная артистка России

Марина Кайдалова


Ривка,

их дочь

Виктория Корлякова

Яна Прыжанкова


Левочка,

их сын, мальчик 8 лет

Савелий Шамилов

Мартин Шевелёв (артист детской студии при ЦАТРА)


Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
ДОБАВЛЕН РЕПЕРТУАР НА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ЯНВАРЯ 07.11.2018

В разделе "репертуар" появился репертуар театра на первую неделю января. 

подробнее
Гастроли в Ульяновске. 02.11.2018

Гастроли Театра У Никитских ворот в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова 8,9,10 и 11 ноября .

подробнее
Театр "У Никитских ворот" отправляется на гастроли в Пермь. 29.10.2018

На сцене ДК имени Солдатова будут показаны два спектакля. 

2 ноября пермяки смогут увидеть спектакль «Анна Каренина. Lecture»,

3 ноября — «Трамвай "Желание"» по знаменитой пьесе Теннесси Уильямса. 

подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
Возможность взглянуть на мир глазами подростка в Театре «У Никитских ворот»
Сегодня суббота. День, в который молчал Ганди. Так утверждала Лиза – персонаж пьесы одного из лучших молодых российских драматургов Анастасии Букреевой, премьера которой состоялась 4 ноября в Театре «У Никитских ворот». Режиссер-постановщик – Галина Полищук. Главный герой пьесы «Ганди молчал по субботам» Саша жил в рядовой семье. Мама, папа, дедушка, старшая сестра Катя, собака Карамелька. Но в один из вечеров папа произнес страшную фразу: «Я ухожу». Привычный мир подроста разрушился, для него наступил апокалипсис… Все полтора часа действия спектакля, поставленного по очень сильному тексту Анастасии Букреевой, идет практически монолог Саши, состоящий из мыслей и вопросов, в котором заключен его протест «против мировой несправедливости», боль отчаяния, раздирающего его душу из-за расставания родителей. Он уходит в себя, отказывается от своего имени и вместо Саши называет себя Мотом, от слов «мама» и «папа», заменяя их на «родитель 1» и «родитель 2», отключает себя от социальных сетей, отказывается от языка (сначала как Ганди начинает молчать по субботам, потом это распространяется и на другие дни недели), от мытья. И ещё – приводит в дом случайно увиденную в метро бомжиху Лизу, которая практически не говорит и лишь время от времени выдаёт странную фразу «Ганди молчал по субботам» и по-настоящему открывается только в моменты встреч с ней. . Лиза, сама того не понимая, учит ребенка. Она как лекарство для него. А как хорош режиссерский прием, использованный Галиной Полищук – введение в спектакль видеоролей, которые транслируются на картонные трафареты!!! «Живые» на сцене только Мот и Лиза (еще ненадолго появляется Катя, когда в ее жизнь приходит беда…). Как результат – ничто, а вернее – НИКТО, не отвлекает зрителя от возможности взглянуть на мир глазами подростка. Постановка цепляет, заставляет задуматься. В ней затронуто много актуальных тем и каждый зритель найдет здесь свою. Присутствует в нем и тема смерти – мертвый ёжик, жених и невеста в гробу, сестра оказывается смертельно больна, дед с мертвыми говорит, Лиза в конце умирает… Спектакль получился и грустный, и актуальный, и поучительный. Как всем нам нужно понимание, сочувствие, доброе отношение!!! А особенно детям, таким беззащитным и ранимым...
Этот мир не хотел меня...
Это пьеса современного петербургского драматурга Анастасии Букреевой, она о подростках и об их переживаниях, и я нечасто отправляюсь на такие спектакли. Но тут что-то меня "повело", и не зря. В спектакле, было объявлено, "широко используются современные технологии". Знаете, я очень люблю технологии, сама работаю в высокотехнологичной области, и если технологии приходят на подмогу искусству, это всячески приветствую, но отношусь весьма критично. Так вот, такие технологии мне до сих пор видеть не приходилось! Дело в том, что в спектакле помимо обычных есть видеороли. Их также играют актеры театра, но они не появляются на сцене! Эти роли были записаны заранее и транслируются на картонные силуэты. Причем живые актеры с этими "картонными" взаимодействуют весьма успешно. Что это было для меня? А образы на самом деле очень яркие. Члены семьи становятся для мальчика шаблонными проекциями, говорящими "записанные на подкорку" фразы. Примечательно, что старшая сестра поначалу также была проекцией, но ближе к концу спектакля появилась живьем - когда в ее жизни произошла трагедия, прорвавшая этот "трафарет"... Это очень удачная находка! По сюжету мальчик обращает внимание на бомжа Лизу, живущую в метро, приводит ее домой и всячески пытается с ней общаться. Семья, конечно, в шоке, но это... не эпатаж и не вызов со стороны мальчика, как мне кажется. Во всяком случае, не это я увидела в персонаже, сыгранном Александром Паниным. Мот (так он себя называет) внешне довольно весел и активен, позитивно настроен по отношению к семье, депрессивно-агрессивных мыслей в целом не высказывает, но он со смятением смотрит на то, что его близкие все больше превращаются в картонных персонажей. И на себя он смотрит с подозрением, потому что мысли и ощущения в нем бродят непонятные. И на весь мир он смотрит с подозрением. Но наибольший интерес вызывает у него почему-то бездомная полоумная Лиза. Почему? Правда ли она является "идеальным существом в иерархии Мота", как сказано в аннотации? Мне кажется, дело в том, что она еще менее понятна Моту, чем все остальное. Она плохо реагирует на слова, говорит странные вещи (вроде фразы, вынесенной в заголовок), не выражает почти никаких эмоций, но тем не менее она явно не картонная. Мота тянет к ней как к существу, еще более обделенному любовью и отринутому на совсем уж задворки общества. Метро тоже стало полноправным персонажем спектакля. В виде проекций и транслируемых статистических данных. Для меня метро вообще давно модель мира. Кто-то едет в одном направлении, кто-то в противоположных. Тысячи судеб в одном потоке. Там тебя сносит и уносит, там можно бесконечно долго вглядываться в лица и сочинять истории. Там можно найти себе родственную душу и антипода. Очень психологичное место. И там Мот встречает свою "подружку" Лизу, над которой берет шефство. Я ничего не сказала про "буддийское молчальничество" - а ведь это тема спектакля! Не знаю, но герой постоянно ведет с нами диалог, даже если молчит в своей реальности, в нашей он разговаривает, так что я и не выделила эту деталь. Очень здорово все сделано. Многое воспринимается на каком-то слое подсознания, не передать словами. Не могу сказать, что в спектакле выведен "собирательный образ современного подростка" - я не узнала в Моте, скажем, своих детей. Зато узнала себя в "проекциях" родителей, а это уже немало.
Отзыв
«Ганди молчал по субботам» - это весьма короткая пьеса (каких-то 18 страниц) молодого российского драматурга А. Букреевой. Это история о подростках, их родителях и социуме в целом, об одиночестве и попытках самоутверждения, о крутых жизненных виражах. Режиссёр переносит зрителя в обычную квартир с самыми обычными каждодневными атрибутами. Роли второстепенных персонажей и часть декораций выполняют картонные образы, что ничуть не смазало восприятие. Сашу настиг переходный возраст со всеми сопутствующими атрибутами: это и привязанность к членам семьи: родителям, дедушке, сестре и собаке, и протест против распада семьи и мировой несправедливости в целом, попытки познать что-то взрослое будь то государственный бюджет или космическое пространство. Душевные волнения подростка доносятся режиссером до зрителя с помощью музыки и танцев, а его молчаливые размышления провоцируют родных на откровения, которые открывают глубокие душевные раны, которые позволяют зрителям понять мотивы их поступков: уход отца из семьи, странные поступки деда и прочее. Это спектакль заставит зрителя и улыбаться, и грустить, и ещё раз задуматься об отношениях с детьми-подростками и своих собственных поступках. «Темной лошадкой» для меня осталась лишь «бомж» Лиза, с появлением которой и закрутилась вся история на сцене. Может быть этот персонаж есть попытка режиссёра донести до зрителя причины одиночество отдельных людей, которых не понимают и судят о них поверхностно только по причине их молчания и редких, непонятных фраз? Советую каждому сходить на этот спектакль и самому ответить на вопросы, которые возникнут в ходе его просмотра.
Все комментарии


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group