На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ - воспоминание о счастливом детстве

ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ - воспоминание о счастливом детстве

Павел Санаев
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом
Новая сцена
 

         Марк Розовский о спектакле «Похороните меня за плинтусом»:

 

-  Павел Санаев написал веселую и печальную книгу о детстве, которая сразу стала бестселлером.  Миллионные тиражи, фильмы…   Восторг читателей  - наших и зарубежных.

         Наш спектакль – первая постановка «Похороните меня за плинтусом» на московской сцене. Я думаю,  это лучшее  произведение нашей литературы, так сказать, на семейную тему – о  кошмаре переживаний ребенка,  детство которого попрано насилием, вырастающим из непомерной любви, из несостоятельности взрослых, - они правы и неправы все без исключения, одновременно.

         Жизнь детей в среде, где нравственные устои размыты, превращается в пытку, и то, что мы называем счастливым детством, оказывается неисполнимой мечтой.  Лишенный материнства мальчик – объект неистовой бабушкиной любви – живет на перекрестке понятных, но совершенно истребительных интересов и чувств, да так, что все участники этой простой истории становятся жертвами друг друга. Нам жаль всех, однако прежде будем на стороне маленького ребенка, живущего на положении заложника. Никто не хочет уступать и эта взаимная глухота ведет к безумию и страшным  страданиям всех участников конфликта.

         Главное качество санаевской прозы -  потрясающая узнаваемость правды быта, переходящая в поэтику, юмор и лиризм живых человеческих взаимоотношений и дающая серьезнейшие основания для размышлений о так недостающей всем деликатности в вопросах воспитания.

Пресса о спектакле:

"Уроки для Взрослых". Борис Поюровский.  газета «Новые известия» 14 – 20 декабря 2012 года

 

 

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «МК»

СЕЗОН 2012—2013 ГГ.

 

МЭТРЫ:

Лучшая женская роль — Галина Борисова (бабушка, «Похороните меня за плинтусом»», Театр «У Никитских ворот»).

 

Лучший спектакль малой формы — «Похороните меня за плинтусом» (реж. Марк Розовский, театр «У Никитских ворот»).

http://www.mk.ru/culture/theatre/article/2013/07/25/889760-melpomena-po-ponyatiyam.html

 

 

ФОТО

 

"Похороните меня за плинтусом". Фото сцен из спектакля разных лет

"Похороните меня за плинтусом". 21.08.2018 г. Фото Лена Морозова

газета «Новые известия» 14 – 20 декабря 2012 года

Комментарии к спектаклю ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ - воспоминание о счастливом детстве

Похороните меня за плинтусом | Комментарий оставил: Inès Sav  (2018-09-13 в 15:45)
В этот раз поход в Театр У Никитских ворот на «Похороните меня за плинтусом» стал «спусковым крючком», и за эти выходные я прочитала книгу П.Санаева, побывала на спектакле и посмотрела фильм.
Должна сказать, что роман произвел на меня неизгладимое впечатление: это одна из лучших книг, что я читала за последнее время. И я просто не могу не сделать некоторое сравнение между книгой, фильмом и спектаклем.

Это произведение о любви - гипертрофированной, страшной, но любви. О любви бабушки к внуку и немного о любви матери героя к мужчине, которая и становится камнем преткновения.

Для меня идеальным было бы «смешение» книги, фильма и спектакля в одно. Книга передает картину наиболее полно, раскрывает перед нами чувства и мысли 8-милетнего Саши Савельева. В фильме много выдуманных сцен, о которых речь в книге не шла, и показан очень ограниченный кусок повествования, но угнетающая, нервная атмосфера книги передана идеально: такой бабушки, как в фильме, я бы действительно боялась до ужаса. В фильме всего три сцены, где бабушка проявляет человечность: похороны мышонка, рассказ о своей молодости и танцы под подаренный Саше на день рождения магнитофон.

Спектакль поставлен иначе. Уже выросший Саша (Александр Чернявский) пишет сценарий фильма о своем детстве, и вновь перевоплощается в маленького мальчика, причем это кажется совершенно естественным. Бабушка, сыгранная Галиной Борисовой, совсем не показалась мне пугающей. Она почти не кричит, часто ласкова с Сашей, целует его, и даже знаменитое «чтоб ты сдох, урод!» произносит, целуя внука. Тем не менее, очевидно, что это женщина со сломанной психикой, неизвестно, чего ждать от нее в следующий момент: поцелуя или истерики, и это страшно. Но женщина все равно вызывает сочувствие: нереализованные мечты, жизнь в ненавистном городе, война, потеря первенца, сумасшедший дом…. Можно ли ее винить, что она нашла в слабом, больном внуке отдушину? Где проходит грань между любовью и болезненной одержимостью?

Точно так же нельзя винить и ее мужа Сенечку (Александр Лукаш) за то, что он всеми силами старается уйти из дома: то на рыбалку, то в гости, то в Дом кино. У старика нет друзей, кроме алкоголика Леши (Юрий Шайхисламов), зрители его почти забыли, а жена пилит целыми днями. Но свою Нину Антоновну он все равно любит, «сросся» с ней за долгие годы, и не может ее бросить, пусть она и доводит его до мыслей о самоубийстве.

В такой нездоровой атмосфере и растет Саша: хилый, болезненный мальчик. По его собственным словам, редкие встречи с мамой (Наталья Денисова) – это «праздник», а бабушка – это «жизнь». Мама и бабушка делят ребенка, и никто не хочет уступить. Несмотря на то, что мама любит и понимает сына, нельзя отрицать, что должные заботу и лечение получает он у бабушки. Она знает внука не хуже любого врача и предугадывает все его болезни. А натирание яблок на терке каждый день? А выбирание из рыбы мельчайших костей? А поездки через весь город к редчайшим специалистам?

Оля, Сашина мама, променяла сына, по бабушкиным словам, на «карлика-кровопийцу», пьющего художника Толика (Денис Сарайкин) из Сочи. Толик, в начале спектакля несерьезный, ненадежный, злоупотребляющий водкой, к концу превращается в мудрого мужчину, который вполне готов морально жениться на Оле, усыновить Сашу и сглаживать семейные конфликты, о чем свидетельствует его письмо дедушке Саши.
Оля тоже «вырастает», становясь из легкомысленной, ветреной женщины настоящей матерью. Может быть, она не знает, на что у Саши аллергия или когда ему пить гомеопатию, но она обязательно узнает, и сделает для сына все.

В этой истории нет правых и виноватых. Самой проникновенная сцена спектакля – финальный монолог бабушки под Олиной дверью. В нем она полностью раскрывается. И каковы же ее финальные слова? «Будьте вы……» Прокляты? Или счастливы? О бабушке, сыгранной Галиной Борисовой, однозначно судить сложно.

Конечно, есть истории не менее страшные, а есть и гораздо страшнее. Но немногие решаются вынести их на свет как автобиографию, особенно когда речь идет об известных людях. Спасибо большое Павлу Санаеву, Марку Розовскому и всем артистам театра «У Никитских ворот» за то, что доносят до масс весь ужас семейных конфликтов и то, что страдают от них прежде всего дети.

В зале было много молодежи, и на многих сценах зал смеялся. Действительно, иногда было смешно, но это горький смех. Потому что таких отношений в семье быть не должно, это очень страшно и, надеюсь, все сидящие в зале это понимают.
Re: Похороните меня за плинтусом | Комментарий оставил: Евгения  (2016-06-03 в 22:39)
Спасибо огромное Марку Григорьевичу Разумовскому за этот прекрасный, самый любимый театр и просто невероятные постановки, которые затрагивают самые тонкие струны души. Спасибо великолепным актерам за то, что дарят нам свой талант. Отдельное спасибо потрясающим Галине Борисове и Наталье Барониной за эти слезы на моих глазах! За их великолепную игру! Трамвай Желание и Похороните меня за плинтусом - самые чудесные спектакли последнего времени. Каждый раз выхожу из театра с мелкой дрожью в теле. Браво!
Пронзительная история сына-мамы-бабушки | Комментарий оставил: Нелли  (2016-02-24 в 23:49)
Потрясный спектакль, за последний год самое большое впечатление. Действие тронуло до глубины души, и даже слезы подступили к горлу когда героиня, игравшая маму, произносила свою горькую речь. Бабушка бесподобна. Актер, игравший мальчика, убедил, я не замечала, что он не ребенок. Оценка 5.
... | Комментарий оставил: Борис  (2016-02-20 в 14:22)
Бесподобно.Игра завораживает.
Чудесный спектакль! | Комментарий оставил: Ольга, Юрий  (2016-02-20 в 13:35)
Огромное спасибо за полученное удовольствие от просмотра спектакля! Великолепная игра актеров, замечательное неординарное музыкальное оформление! Пережили очень нежные чувства вновь оказаться в атмосфере Советского Союза! До просмотра спектакля мы уже и читали книгу, и смотрели фильм, поэтому с сюжетом были знакомы. Бабушка, в исполнении Галины Борисовой - великолепна! Очень интересное решение с главным героем (маленького мальчика играет взрослый актер)! А.Чернявский играет очень здорово, молодец!!! Рекомендую всем посмотреть это чудо! Очень хочется посмотреть еще спектакли Вашего репертуара!!!
«Тот, кто ценит безопасность превыше счастья, по этой цене её и получает». Ричард Бах. | Комментарий оставил: Елена  (2015-12-05 в 23:14)
Во первых строках рискну не согласиться с постановщиком: книга – нехороша. Я читала ее, и много других книг – повесть Павла С. могла бы послужить исходным материалом для одного из патологических, но прекрасных произведений Кафки, но сама она не принадлежит литературе. Это поток сознания, цель которого – излить пережитое и освободиться от него полностью, выдавить из себя прошлое и жить дальше освобожденным. Я не очень представляла себе, как можно художественно осмыслить этот сюжет, поэтому экранизация прошла мимо меня (не смотрела).

Обстоятельства сложились так, что спектакль мне захотелось увидеть. Чоужтам, как говорится, скрывать – шла на состав. 5 декабря играли: Саша - Александр Чернявский, Бабушка - Галина Борисова, Дедушка - Александр Лукаш, Мама - Наталья Баронина, Толя - Валерий Толков, Леша - Юрий Шайхисламов.

И вот спектакль – получился лучше книги. Произошло то самое художественное переосмысление, которое, вероятно, сдвинуло ключевой посыл книги в сторону от кафкианского колорита. Выживание обреченных, невинно страдающих и отчаянно борющихся в компании «абсолютного зла» - безумия, носительницей которого была несчастная бабушка, уступило место общечеловеческой проблеме взросления, где самая трудная роль выпадает на долю среднего поколения. «Не страшно, что мы теперь взрослые – страшно, что взрослые теперь это мы». Бабушка предстает сумасбродной, но где-то забавной старушенцией, дедушка – усталым и в большей степени равнодушным спутником ее жизни. «Мальчик» очень правильно не старается изображать кроху – режиссер нашел верный ход и «договорился» со зрителем, что этот молодой человек пишет сценарий, во всей истории мы только его видим нынешним, остальных же – такими, какими он их помнит.

Маме и папе (мамин «хахаль» доказал, что достоин этого звания, поэтому можно звать его так) приходится труднее всех – им нужно завоевать свое место и в жизни, и во мнении зрительного зала. Потому что можно увидеть ситуацию и так: мать-кукушка вырывает ребенка, которого оставила ради устройства личной жизни, из привычной среды, осиротив этим свою эксцентричную, но обожающую внука мать. Тогда как на самом деле всё иначе: чтобы идти дальше и растить сына нормальным человеком, женщина должна прежде всего сама стать человеком, собой, самостоятельной личностью – способной и принимать решения, и нести груз ответственности за них. Найти и удержать того, кто будет ей в этом помогать – большая удача, и тут маме повезло с тем самым папой. Он нашел и удержал ее точно так же, как она его. Они погибали поодиночке, а вместе стали способны… на подвиг. Вызывающая, суетливая яркость маминого образа сменяется в итоге отчаянной смелостью и силой духа. А комически нелепый «пляжный абстракционист» уступает место зрелому, убедительному, сильному мужчине. Я не склонна видеть случайность в том, что в финале бабкиных проклятий за дверью их дома он уже не держит любимую за руку, чтобы удержать от шага назад, в то самое проклятое «вчера». Они уже в их общем – на всех троих – «завтра».
Самый реальный!!! | Комментарий оставил: Александра  (2015-11-03 в 10:44)
Отличный спектакль! Реалистичный и поистине народный!!! Игра актеров зашкаливает за все пределы! Бабушка( Г. Борисова) "свела и довела" до ума многих такой эмоциональной игрой, натуральностью и большим талантом! Н. Юченкова-Долгих была великолепна в роли мамы, тонкая, ранимая, любимая и в то же время несчастная от "большой" любви своей матери и переживаний за сына! А. Чернявский на 200 %; справился с ролью мальчика( ооочень перспективный актер, с большим будущем)!Дедушка (А. Лукаш) настоящий, родной, многие думаю узнали своего деда, в его лице!Спасибо всем за постановку, игру и всю работу над этим спектаклем! Всем всем советуем посмотреть этот самый реальный спектакль!
очень понравился спектакль | Комментарий оставил: Ольга  (2014-12-21 в 11:59)
Глубокая, трагичная и веселая одновременно игра актеров. Очень рекомендую. Получила наслаждения от прекрасного спектакля!
Замечательный спектакль | Комментарий оставил: Татьяна  (2014-09-04 в 12:37)
Спасибо всем актерам за великолепную игру! На спектакле пережили бурю эмоций! До просмотра спектакля прочитала одноименную книгу и посмотрела фильм, поэтому образ бабушки уже сложился. Но та бабушка, которая предстала в театре - это совершенно другой образ! Актриса Галина Борисова заставила по-другому взглянуть на привычный образ. Здесь перед нами предстает бабушка, которой хочется сочувствовать. В конце спектакля, после ее проникновенного монолога, не смогли сдержать слез! Еще раз спасибо за такой чудесный спектакль, по-своему умный, добрый и заставляющий снова окунуться в проблему отцов и детей. Обязательно придем на другие спектакли театра.
Заголовок комментария:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст

Пьеса и постановка 
Народный артист России
Марк Розовский

 

Сценография
Заслуженный деятель искусств России

Станислав Морозов

Костюмы
Евгения Шульц

 

Помощники режиссера

Юлия Мартынова

Дина Реньго

 

Действующие лица и исполнители:


Саша
Станислав Федорчук

Александр Чернявский


Бабушка
Заслуженная артистка России 

Галина Борисова


Дедушка

Александр Лукаш


Мама
Наталья Баронина

Наталья Денисова


Толя
Денис Сарайкин

 


Леша

Юрий Шайхисламов

Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
ДОБАВЛЕН РЕПЕРТУАР НА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ЯНВАРЯ 07.11.2018

В разделе "репертуар" появился репертуар театра на первую неделю января. 

подробнее
Гастроли в Ульяновске. 02.11.2018

Гастроли Театра У Никитских ворот в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова 8,9,10 и 11 ноября .

подробнее
Театр "У Никитских ворот" отправляется на гастроли в Пермь. 29.10.2018

На сцене ДК имени Солдатова будут показаны два спектакля. 

2 ноября пермяки смогут увидеть спектакль «Анна Каренина. Lecture»,

3 ноября — «Трамвай "Желание"» по знаменитой пьесе Теннесси Уильямса. 

подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
Возможность взглянуть на мир глазами подростка в Театре «У Никитских ворот»
Сегодня суббота. День, в который молчал Ганди. Так утверждала Лиза – персонаж пьесы одного из лучших молодых российских драматургов Анастасии Букреевой, премьера которой состоялась 4 ноября в Театре «У Никитских ворот». Режиссер-постановщик – Галина Полищук. Главный герой пьесы «Ганди молчал по субботам» Саша жил в рядовой семье. Мама, папа, дедушка, старшая сестра Катя, собака Карамелька. Но в один из вечеров папа произнес страшную фразу: «Я ухожу». Привычный мир подроста разрушился, для него наступил апокалипсис… Все полтора часа действия спектакля, поставленного по очень сильному тексту Анастасии Букреевой, идет практически монолог Саши, состоящий из мыслей и вопросов, в котором заключен его протест «против мировой несправедливости», боль отчаяния, раздирающего его душу из-за расставания родителей. Он уходит в себя, отказывается от своего имени и вместо Саши называет себя Мотом, от слов «мама» и «папа», заменяя их на «родитель 1» и «родитель 2», отключает себя от социальных сетей, отказывается от языка (сначала как Ганди начинает молчать по субботам, потом это распространяется и на другие дни недели), от мытья. И ещё – приводит в дом случайно увиденную в метро бомжиху Лизу, которая практически не говорит и лишь время от времени выдаёт странную фразу «Ганди молчал по субботам» и по-настоящему открывается только в моменты встреч с ней. . Лиза, сама того не понимая, учит ребенка. Она как лекарство для него. А как хорош режиссерский прием, использованный Галиной Полищук – введение в спектакль видеоролей, которые транслируются на картонные трафареты!!! «Живые» на сцене только Мот и Лиза (еще ненадолго появляется Катя, когда в ее жизнь приходит беда…). Как результат – ничто, а вернее – НИКТО, не отвлекает зрителя от возможности взглянуть на мир глазами подростка. Постановка цепляет, заставляет задуматься. В ней затронуто много актуальных тем и каждый зритель найдет здесь свою. Присутствует в нем и тема смерти – мертвый ёжик, жених и невеста в гробу, сестра оказывается смертельно больна, дед с мертвыми говорит, Лиза в конце умирает… Спектакль получился и грустный, и актуальный, и поучительный. Как всем нам нужно понимание, сочувствие, доброе отношение!!! А особенно детям, таким беззащитным и ранимым...
Этот мир не хотел меня...
Это пьеса современного петербургского драматурга Анастасии Букреевой, она о подростках и об их переживаниях, и я нечасто отправляюсь на такие спектакли. Но тут что-то меня "повело", и не зря. В спектакле, было объявлено, "широко используются современные технологии". Знаете, я очень люблю технологии, сама работаю в высокотехнологичной области, и если технологии приходят на подмогу искусству, это всячески приветствую, но отношусь весьма критично. Так вот, такие технологии мне до сих пор видеть не приходилось! Дело в том, что в спектакле помимо обычных есть видеороли. Их также играют актеры театра, но они не появляются на сцене! Эти роли были записаны заранее и транслируются на картонные силуэты. Причем живые актеры с этими "картонными" взаимодействуют весьма успешно. Что это было для меня? А образы на самом деле очень яркие. Члены семьи становятся для мальчика шаблонными проекциями, говорящими "записанные на подкорку" фразы. Примечательно, что старшая сестра поначалу также была проекцией, но ближе к концу спектакля появилась живьем - когда в ее жизни произошла трагедия, прорвавшая этот "трафарет"... Это очень удачная находка! По сюжету мальчик обращает внимание на бомжа Лизу, живущую в метро, приводит ее домой и всячески пытается с ней общаться. Семья, конечно, в шоке, но это... не эпатаж и не вызов со стороны мальчика, как мне кажется. Во всяком случае, не это я увидела в персонаже, сыгранном Александром Паниным. Мот (так он себя называет) внешне довольно весел и активен, позитивно настроен по отношению к семье, депрессивно-агрессивных мыслей в целом не высказывает, но он со смятением смотрит на то, что его близкие все больше превращаются в картонных персонажей. И на себя он смотрит с подозрением, потому что мысли и ощущения в нем бродят непонятные. И на весь мир он смотрит с подозрением. Но наибольший интерес вызывает у него почему-то бездомная полоумная Лиза. Почему? Правда ли она является "идеальным существом в иерархии Мота", как сказано в аннотации? Мне кажется, дело в том, что она еще менее понятна Моту, чем все остальное. Она плохо реагирует на слова, говорит странные вещи (вроде фразы, вынесенной в заголовок), не выражает почти никаких эмоций, но тем не менее она явно не картонная. Мота тянет к ней как к существу, еще более обделенному любовью и отринутому на совсем уж задворки общества. Метро тоже стало полноправным персонажем спектакля. В виде проекций и транслируемых статистических данных. Для меня метро вообще давно модель мира. Кто-то едет в одном направлении, кто-то в противоположных. Тысячи судеб в одном потоке. Там тебя сносит и уносит, там можно бесконечно долго вглядываться в лица и сочинять истории. Там можно найти себе родственную душу и антипода. Очень психологичное место. И там Мот встречает свою "подружку" Лизу, над которой берет шефство. Я ничего не сказала про "буддийское молчальничество" - а ведь это тема спектакля! Не знаю, но герой постоянно ведет с нами диалог, даже если молчит в своей реальности, в нашей он разговаривает, так что я и не выделила эту деталь. Очень здорово все сделано. Многое воспринимается на каком-то слое подсознания, не передать словами. Не могу сказать, что в спектакле выведен "собирательный образ современного подростка" - я не узнала в Моте, скажем, своих детей. Зато узнала себя в "проекциях" родителей, а это уже немало.
Отзыв
«Ганди молчал по субботам» - это весьма короткая пьеса (каких-то 18 страниц) молодого российского драматурга А. Букреевой. Это история о подростках, их родителях и социуме в целом, об одиночестве и попытках самоутверждения, о крутых жизненных виражах. Режиссёр переносит зрителя в обычную квартир с самыми обычными каждодневными атрибутами. Роли второстепенных персонажей и часть декораций выполняют картонные образы, что ничуть не смазало восприятие. Сашу настиг переходный возраст со всеми сопутствующими атрибутами: это и привязанность к членам семьи: родителям, дедушке, сестре и собаке, и протест против распада семьи и мировой несправедливости в целом, попытки познать что-то взрослое будь то государственный бюджет или космическое пространство. Душевные волнения подростка доносятся режиссером до зрителя с помощью музыки и танцев, а его молчаливые размышления провоцируют родных на откровения, которые открывают глубокие душевные раны, которые позволяют зрителям понять мотивы их поступков: уход отца из семьи, странные поступки деда и прочее. Это спектакль заставит зрителя и улыбаться, и грустить, и ещё раз задуматься об отношениях с детьми-подростками и своих собственных поступках. «Темной лошадкой» для меня осталась лишь «бомж» Лиза, с появлением которой и закрутилась вся история на сцене. Может быть этот персонаж есть попытка режиссёра донести до зрителя причины одиночество отдельных людей, которых не понимают и судят о них поверхностно только по причине их молчания и редких, непонятных фраз? Советую каждому сходить на этот спектакль и самому ответить на вопросы, которые возникнут в ходе его просмотра.
Все комментарии


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group