На Главную Написать письмо Театр У Никитских ворот на facebook Театр У Никитских ворот ВКонтакте Театр У Никитских ворот в Твиттере Купить электронный билет театр У Никитских ворот
Шутки Чехова - из жизни банкиров и их жен

Шутки Чехова - из жизни банкиров и их жен

Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом
Новая сцена
 

Марк Розовский о спектакле «Шутки Чехова. Из жизни банкиров и их жён».


 - Уважаемые дамы и господа! Уважаемая публика!

Прошу прощения за маленькое, минуты на две-три, предисловие.  «Пари» - это неизвестный Чехов. Кого ни спрошу: помните ли рассказ «Пари», никто и вспомнить не может. Наверное, и вовсе этот рассказ не читали.

А зря. Это рассказ-притча.

Это необычный Чехов.

Настолько необычный, что многие скажут: это – не Чехов. Однако ошибутся, ибо авторский мир Антона Павловича действительно необозрим. Лукавый взгляд сквозь пенсне как бы дразнит нас: то, что ждешь от меня, - не получишь, а получишь то, что не ждешь.

Рассказ «Пари» - неожиданный рассказ Чехова. А впрочем, почему неожиданный?.. Ведь назвав свой знаменитый поток шедевров – «Пестрые рассказы», автор, прежде всего настаивает на ПЕСТРОТЕ, а значит, готовит наше восприятие к самому сногсшибательному диапазону. В том-то вся и штука, господа, что рассказ «Пари» - это тот же Чехов, это та же рука Мастера, тот же лапидарный стиль, находящийся в родственных отношениях с талантом.

И как бы чужд, не казался ЭТОТ Чехов ТОМУ Чехову, которого мы все знаем и любим, нам придется воистину открыть для себя в нем еще и еще такое, за что мы полюбим его еще больше. Именно такие чувства я испытал, когда решился на страшное действие – немножко дописать Чехова при перетаскивании его прозы на сцену. Да, да, не пугайтесь, именно дописать. Ах, простите меня, Антон Павлович, ах, простите… Может быть, меня оправдает только тот факт, что в пьесе «Пари» (по рассказу «Пари») весь Ваш текст дословно, скрупулезно сохранен. А вот за остальные мои домыслы к Вашей блестящей прозе ответственность несу уже я.

А теперь бедный зритель пусть попробует сам догадаться, где Чехов, а где ваш покорный слуга, пусть, пусть попробует…

Вторая часть нашего спектакля – знаменитый «Юбилей». Шутка в одном действии» - так сам Антон Павлович определил жанр этой фантастической комедии характеров, где реальность быстро превращается в абсурд, а чеховский юмор – одна из вершин непревзойденного чеховского мастерства.

Мне кажется, «Юбилей» - это шедевр чеховской драматургии, - именно поэтому его можно ставить только с блестящими актерами, для которых чувство филигранной формы и одновременное существование в гротеске, фарсе и психологизме  - не проблема, а упоение игрой – норма, приносящая зрителю исключительное наслаждение.

Ждем вас на премьере спектакля «Шутки Чехова. Из жизни банкиров и их жен»!

Комментарии к спектаклю Шутки Чехова - из жизни банкиров и их жен

Шутить всерьёз! | Комментарий оставил: Елена  (2016-04-05 в 22:54)
Достаётся банкирам в спектакле «Шутки Чехова»! И честь-то с ними несовместима, и казёнными средствами они готовы разбрасываться, лишь бы отделаться он надоедливой просительницы. Ну не свои же, в самом деле, аж 25 целковых отдал «юбиляр» Шипучкин (Н. Заболотный) слабой и беззащитной г-же Мерчуткиной (О. Лебедева)! Прекрасная пара артистов – и это можно сказать о каждом сочетании из обновленного состава «Юбилея». Заболотный и Сарайкин (их персонажи) – сослуживцы с разных ступеней карьерной лестницы, испытывающие друг к другу дружбу-презрение. Шипучкин и его балаболка-кокетка жёнушка (М. Леонова) сходятся в желании блистать, но увы – в одних и тех же кругах, отчего у мужа идёт кругом голова и служба, а у жены накапливается… хотя нет, ничего, кроме горы пустяков, в её хорошенькой кудрявой головке не держится (кстати, в первом действии среди гостей на званом вечере в томной диве «блоковского» пошиба ту же самую барышню и не узнаешь). Дуэль на мебелях с бухгалтером Кузьмой у Мерчуткиной выходит просто феерическая, причем она легко водружает на место опрокинутую ею же колоннаду – а кто ж поможет «сироте»? Это счастье, что даму не влечёт политика, а только дензнаки (без промежуточных ступеней добывания).
Может быть, лучше знающие репертуар театра зрители удивятся, но сегодня я открыла для себя комический талант В. Шеймана. Привыкла в основном видеть его в ролях более драматичных, даже пафосных – а тут рассмешил, причем без всякой нарочитой клоунады, просто вместе с Н. Юченковой создав образ «богатых, которые тоже плачут» - да еще как плачут, горючими слезами, по обреченным в утрату миллиончикам.
Неожиданными, но совершенно уместными гостями на этом празднике жизни оказались господа Россини и Бетховен, создавая нужную временную дистанцию и живописный контраст с происходящим хаосом.
Спасибо от зрителей от 8 до 80)
Сила в эмоциях и игре | Комментарий оставил: Анастасия  (2016-01-07 в 23:49)
04.01.2016 Я с мамой ходила в театр у Никитских ворот на спектакль "Шутки Чехова". Вообще я очень люблю этого писателя, так как только он может так ярко, остро и точно высмеять пороки общества и по сей день, ведь люди меняются, а пороки остаются. Спектакль состоял из двух отделений-рассказов Чехова: "Пари" и "Юбилей". Первый рассказ мне показался больше философским и драматичным, нежели комичным. А вот второй был намного сильнее и эмоциональнее первого. Он более динамичный, напряженный, игра актеров полностью погрузила меня в происходящее на сцене действие! Я искренне переживала за бедного бухгалтера Хирина, испытывала жуткое раздражение к жене Шипучина, Татьяне Алексеевне и от всей души смеялась над старушкой, которая пришла с прошением. Оба действия мне показались очень сильными эмоционально, наполненными неожиданными поворотами, но вот насчет юмора... Могу сказать, что юмор здесь сквозь слезы, и грустно и смешно. Но, как оказалось, есть еще и другие "Шутки Чехова". Обязательно посмотрю и их! А также хочу повториться и закончить словами Александра Локтева: "Читайте Чехова! Смотрите Розовского!"
Урок сценического воплощения | Комментарий оставил: Зарегистрированный пользователь  admin Иван (admin)  (2014-07-22 в 18:27)
Художественный руководитель театра «У Никитских ворот», народный артист России Марк Розовский дважды пошутил вместе с Антоном Чеховым, поставив в качестве режиссёра «Шутки Чехова» — спектакль «из жизни банки¬ров и их жён». На каждую шутку отведено по одному действию спектакля: часть первая — это пьеса-фантазия Марка Розовского «Пари» по мотивам одно¬имённого рассказа А.П. Чехова, часть вторая — шутка по его рассказу «Юби¬лей». И если рассказ «Юбилей» хорошо известен хотя бы по весьма популярной фразе («я женщина слабая, беззащитная!»), то рассказ «Пари» не знает практи¬чески никто. Но сначала несколько слов о «шутке в одном действии», как сам Чехов определил жанр комедии характеров в рассказе «Юбилей».
В том актёрском составе, который я видел, блеснули две жены — заслу-женная артистка России Ольга Лебедева (Мерчуткина) и Мария Леонова (Татья¬на Алексеевна). Эта «сладкая парочка» так задолбала бухгалтера Хирина (Де¬нис Сарайкин) и банкира Шипучина (Никита Заболотный), что невольно восхи¬щаешься выдержкой Хирина, который лишь в конце спектакля поднял руку на Мерчуткину, и понимаешь Шипучина, который в бессилии сдался на милость победителя: непроходимая тупость Мерчуткиной и упоённость пустой суетой собственной жизни Татьяны Алексеевны, помноженные на их энергию, — воистину, страшная сила!
Переходя к рассказу «Пари», хочу сознаться в «крамольном» впечатлении: сам рассказ показался мне не только не чеховским, но и довольно вялым, в кото¬ром, однако, всё искупает неожиданный финал, враз превращающий рассказ в притчу.
И как же такой рассказ сделать спектаклем? Рискну предположить, что именно такая задача творчески раззадорила Марка Розовского, который рискнул домыслить своего любимого Антона Павловича. И сделал он это неоднократно, хотя и скрупулёзно сохранил весь текст Чехова. Не пересказывая содержание рассказа, отмечу, во-первых, что жену банкира Розовский сделал в спектакле любовницей молодого юриста, заключившего странное пари с банкиром (ещё одна интрига спектакля, давшая к тому же основание объединить оба спектакля под шапкой «из жизни банкиров и их жён»). Во-вторых, в спектакле появилась роль сторожа, обеспечивавшего соблюдение условий пари. В его уста Розовский вложил повествование о деталях жизни юриста в течение пари, которые в рассказе Чехова вспоминает сам банкир, причём, довольно нудно. К слову ска¬зать, в самом рассказе сторож упоминается мимолётно в трёх проходных фразах. Зато в спектакле сторож — это самостоятельная роль, которая в исполнении заслуженного артиста России Юрия Голубцова превратилась в подлинный мини-шедевр, значительно ожививший спектакль. И, наконец, в-третьих, Марк Розовский несколько изменил детали концовки рассказа, сделав её более убедительной и сценически более выразительной.
Читайте Чехова! Смотрите Розовского!
Александр Локтев, член Московского союза литераторов
Заголовок комментария:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Текст комментария:
Введите текст на картинке
обновить текст

Часть 1

ПАРИ

пьеса-фантазия Марка Розовского

по мотивам одноименного рассказа А.П.Чехова

 

Режиссер - постановщик

Народный артист России

Марк Розовский

 

Сценография и костюмы

Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России

Татьяна Сельвинская

 

Музыка

Джоаккино Россини

 

Ассистент режиссера

Заслуженный артист России

Денис Юченков

 

 

Действующие лица и исполнители:

 

Юрист

Александр Чернявский

Заслуженный артист России

Денис Юченков


Банкир

Заслуженный артист России

Андрей Молотков
Народный артист России, лауреат Государственной премии России

Валерий Шейман

Народный артист России

Владимир Юматов


Жена Банкира

Наталья Денисова

 

Сторож

Заслуженный артист России

Юрий Голубцов

Никита Заболотный

 

Гости на балу:

Никита Заболотный

Линда Лапиньш

Заслуженная артистка России

Ольга Лебедева

Денис Сарайкин

 

 

Часть 2

ЮБИЛЕЙ

шутка в одном действии

 

Сценография и постановка

Народный артист России

Марк Розовский

 

Костюмы

Евгения Шульц

 

Музыка

Людвиг ван Бетховен

 

Ассистент режиссера

Заслуженный артист России

Юрий Голубцов

 

Действующие лица и исполнители:

 

Шипучин

Заслуженный артист России

Юрий Голубцов

Никита Заболотный

 

Татьяна Алексеевна, его жена

Линда Лапиньш

 

Хирин

Заслуженный артист России

Андрей Молотков

Денис Сарайкин

 

Мерчуткина

Заслуженная артистка России

Ольга Лебедева

Заслуженная артистка России

Маргарита Рассказова

 

Члены делегации

Никита Заболотный

Заслуженный артист России

Юрий Голубцов

Александр Чернявский

Народный артист России, лауреат Государственной премии России

Валерий Шейман

Заслуженный артист России

Денис Юченков

Наталья Денисова


Бронирование и покупка билетов осуществляется по телефону +7 (495) 695 82 19, на сайте театра, на сайтах www.ticketland.ru, www.bigbilet.ru, www.kassir.ru, www.redkassa.ru
Новости театра:
ДОБАВЛЕН РЕПЕРТУАР НА ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ЯНВАРЯ 07.11.2018

В разделе "репертуар" появился репертуар театра на первую неделю января. 

подробнее
Гастроли в Ульяновске. 02.11.2018

Гастроли Театра У Никитских ворот в Ульяновском драматическом театре им. И.А. Гончарова 8,9,10 и 11 ноября .

подробнее
Театр "У Никитских ворот" отправляется на гастроли в Пермь. 29.10.2018

На сцене ДК имени Солдатова будут показаны два спектакля. 

2 ноября пермяки смогут увидеть спектакль «Анна Каренина. Lecture»,

3 ноября — «Трамвай "Желание"» по знаменитой пьесе Теннесси Уильямса. 

подробнее
Все новости театра
Последние комментарии:
Возможность взглянуть на мир глазами подростка в Театре «У Никитских ворот»
Сегодня суббота. День, в который молчал Ганди. Так утверждала Лиза – персонаж пьесы одного из лучших молодых российских драматургов Анастасии Букреевой, премьера которой состоялась 4 ноября в Театре «У Никитских ворот». Режиссер-постановщик – Галина Полищук. Главный герой пьесы «Ганди молчал по субботам» Саша жил в рядовой семье. Мама, папа, дедушка, старшая сестра Катя, собака Карамелька. Но в один из вечеров папа произнес страшную фразу: «Я ухожу». Привычный мир подроста разрушился, для него наступил апокалипсис… Все полтора часа действия спектакля, поставленного по очень сильному тексту Анастасии Букреевой, идет практически монолог Саши, состоящий из мыслей и вопросов, в котором заключен его протест «против мировой несправедливости», боль отчаяния, раздирающего его душу из-за расставания родителей. Он уходит в себя, отказывается от своего имени и вместо Саши называет себя Мотом, от слов «мама» и «папа», заменяя их на «родитель 1» и «родитель 2», отключает себя от социальных сетей, отказывается от языка (сначала как Ганди начинает молчать по субботам, потом это распространяется и на другие дни недели), от мытья. И ещё – приводит в дом случайно увиденную в метро бомжиху Лизу, которая практически не говорит и лишь время от времени выдаёт странную фразу «Ганди молчал по субботам» и по-настоящему открывается только в моменты встреч с ней. . Лиза, сама того не понимая, учит ребенка. Она как лекарство для него. А как хорош режиссерский прием, использованный Галиной Полищук – введение в спектакль видеоролей, которые транслируются на картонные трафареты!!! «Живые» на сцене только Мот и Лиза (еще ненадолго появляется Катя, когда в ее жизнь приходит беда…). Как результат – ничто, а вернее – НИКТО, не отвлекает зрителя от возможности взглянуть на мир глазами подростка. Постановка цепляет, заставляет задуматься. В ней затронуто много актуальных тем и каждый зритель найдет здесь свою. Присутствует в нем и тема смерти – мертвый ёжик, жених и невеста в гробу, сестра оказывается смертельно больна, дед с мертвыми говорит, Лиза в конце умирает… Спектакль получился и грустный, и актуальный, и поучительный. Как всем нам нужно понимание, сочувствие, доброе отношение!!! А особенно детям, таким беззащитным и ранимым...
Этот мир не хотел меня...
Это пьеса современного петербургского драматурга Анастасии Букреевой, она о подростках и об их переживаниях, и я нечасто отправляюсь на такие спектакли. Но тут что-то меня "повело", и не зря. В спектакле, было объявлено, "широко используются современные технологии". Знаете, я очень люблю технологии, сама работаю в высокотехнологичной области, и если технологии приходят на подмогу искусству, это всячески приветствую, но отношусь весьма критично. Так вот, такие технологии мне до сих пор видеть не приходилось! Дело в том, что в спектакле помимо обычных есть видеороли. Их также играют актеры театра, но они не появляются на сцене! Эти роли были записаны заранее и транслируются на картонные силуэты. Причем живые актеры с этими "картонными" взаимодействуют весьма успешно. Что это было для меня? А образы на самом деле очень яркие. Члены семьи становятся для мальчика шаблонными проекциями, говорящими "записанные на подкорку" фразы. Примечательно, что старшая сестра поначалу также была проекцией, но ближе к концу спектакля появилась живьем - когда в ее жизни произошла трагедия, прорвавшая этот "трафарет"... Это очень удачная находка! По сюжету мальчик обращает внимание на бомжа Лизу, живущую в метро, приводит ее домой и всячески пытается с ней общаться. Семья, конечно, в шоке, но это... не эпатаж и не вызов со стороны мальчика, как мне кажется. Во всяком случае, не это я увидела в персонаже, сыгранном Александром Паниным. Мот (так он себя называет) внешне довольно весел и активен, позитивно настроен по отношению к семье, депрессивно-агрессивных мыслей в целом не высказывает, но он со смятением смотрит на то, что его близкие все больше превращаются в картонных персонажей. И на себя он смотрит с подозрением, потому что мысли и ощущения в нем бродят непонятные. И на весь мир он смотрит с подозрением. Но наибольший интерес вызывает у него почему-то бездомная полоумная Лиза. Почему? Правда ли она является "идеальным существом в иерархии Мота", как сказано в аннотации? Мне кажется, дело в том, что она еще менее понятна Моту, чем все остальное. Она плохо реагирует на слова, говорит странные вещи (вроде фразы, вынесенной в заголовок), не выражает почти никаких эмоций, но тем не менее она явно не картонная. Мота тянет к ней как к существу, еще более обделенному любовью и отринутому на совсем уж задворки общества. Метро тоже стало полноправным персонажем спектакля. В виде проекций и транслируемых статистических данных. Для меня метро вообще давно модель мира. Кто-то едет в одном направлении, кто-то в противоположных. Тысячи судеб в одном потоке. Там тебя сносит и уносит, там можно бесконечно долго вглядываться в лица и сочинять истории. Там можно найти себе родственную душу и антипода. Очень психологичное место. И там Мот встречает свою "подружку" Лизу, над которой берет шефство. Я ничего не сказала про "буддийское молчальничество" - а ведь это тема спектакля! Не знаю, но герой постоянно ведет с нами диалог, даже если молчит в своей реальности, в нашей он разговаривает, так что я и не выделила эту деталь. Очень здорово все сделано. Многое воспринимается на каком-то слое подсознания, не передать словами. Не могу сказать, что в спектакле выведен "собирательный образ современного подростка" - я не узнала в Моте, скажем, своих детей. Зато узнала себя в "проекциях" родителей, а это уже немало.
Отзыв
«Ганди молчал по субботам» - это весьма короткая пьеса (каких-то 18 страниц) молодого российского драматурга А. Букреевой. Это история о подростках, их родителях и социуме в целом, об одиночестве и попытках самоутверждения, о крутых жизненных виражах. Режиссёр переносит зрителя в обычную квартир с самыми обычными каждодневными атрибутами. Роли второстепенных персонажей и часть декораций выполняют картонные образы, что ничуть не смазало восприятие. Сашу настиг переходный возраст со всеми сопутствующими атрибутами: это и привязанность к членам семьи: родителям, дедушке, сестре и собаке, и протест против распада семьи и мировой несправедливости в целом, попытки познать что-то взрослое будь то государственный бюджет или космическое пространство. Душевные волнения подростка доносятся режиссером до зрителя с помощью музыки и танцев, а его молчаливые размышления провоцируют родных на откровения, которые открывают глубокие душевные раны, которые позволяют зрителям понять мотивы их поступков: уход отца из семьи, странные поступки деда и прочее. Это спектакль заставит зрителя и улыбаться, и грустить, и ещё раз задуматься об отношениях с детьми-подростками и своих собственных поступках. «Темной лошадкой» для меня осталась лишь «бомж» Лиза, с появлением которой и закрутилась вся история на сцене. Может быть этот персонаж есть попытка режиссёра донести до зрителя причины одиночество отдельных людей, которых не понимают и судят о них поверхностно только по причине их молчания и редких, непонятных фраз? Советую каждому сходить на этот спектакль и самому ответить на вопросы, которые возникнут в ходе его просмотра.
Все комментарии


 


Московский государственный

Театр «У Никитских ворот»
под руководством Марка Розовского

 

119019, г. Москва,

ул. Б.Никитская д. 23/14/9

Телефон: +7 495 691 82 65

E-mail: info2@teatr-unik.ru

 Информационный партнер              

 


"Театр У Никитских Ворот" 2003 - 2012 © Москва. Все права защищены. Создание сайта - iMedia.Group